Герои рядом — Виктор Анатольевич Сердюк

В.А. Сердюк, ныне майор военно-воздушных сил в отставке, с первых дней Афганской войны был в гуще всех событий. Своими воспоминаниями он поделился с читателями нашего издания.

Афганская война для советского народа длилась десять лет. Для наших военных она началась в 1979 году, 25 декабря, когда первые солдаты были заброшены в Афган. Среди них оказался и наш земляк, майор военно-воздушных сил Виктор Анатольевич Сердюк.

Виктор Анатольевич родился и вырос в Кашарах. С детства, как и многих мальчишек, его манила романтика неба – мечтал стать летчиком. Будучи учеником 4-го класса посмотрел фильм «Истребители» с участием Марка Бернеса. Жизнь героев киноленты запала Виктору в душу, и теперь он точно решил, что станет именно летчиком. С тех пор начал физически себя готовить к будущей профессии. Огромное желание и упорные тренировки помогли ему. После окончания Кашарской школы Виктор Анатольевич успешно сдает экзамены, проходит медкомиссию, физподготовку и становится курсантом Тамбовского высшего авиационного инженерного училища. Спустя три года он получил первое офицерское звание лейтенанта и по распределению направлен для несения службы в Литву, тогда еще Литовскую ССР, в полк военно-транспортной авиации, предназначение которого заключалось в десантировании личного состава и боевой техники, а также срочной доставки продуктов питания, военных грузов в различные точки бывшего Советского Союза и подразделения, дислоцирующиеся на территории бывших государств социалистического лагеря, а также обслуживание базы на территории Афганистана.

Мой собеседник вспоминает одно их своих первых учений в 1979 году. Мало кто знает, что в то время была напряженная обстановка с Китаем. По тревоге были подняты все военно-воздушные силы Советского Союза, и поток порядка 1000 самолетов транспортной авиации устремился в небо, к восточным границам нашей Родины, где уже готовые к нападению, стояли группы китайских войск. В тот момент советское правительство приняло решение продемонстрировать транспортную силу страны. Оно оказалось выигрышным. Когда сначала истребители, затем остальные самолеты прошли вдоль границы, китайские войска, увидев всю мощь нашей страны, просто-напросто изменили свое решение и отошли.

Позже были учения в Литве, Чехословакии, Германии, пока не пришел приказ направиться в Афганистан. Тогда об этом не писали газеты, и всем, проходившим службу в этой республике, было запрещено сообщать родным, где они находятся.

Виктор Анатольевич с дрожью в голосе вспоминает тот злополучный день, 25 декабря 1979 года. Именно в тот день погиб один из экипажей летчиков – был сбит ракетой. Девять лет советские летчики принимали участие по обеспечению наших войск в Афганистане: перевозили личный состав, продовольствие, боеприпасы. Ташкент, Фергана, Мары – основные аэродромы, с которых совершались вылеты в Кабул, Кандагар, Баграм, Шиндант – города Афганской республики. За 9 лет полк, в котором служил Виктор Анатольевич, потерял 2 экипажа, а это значит, что домой не вернулись 20 советских ребят.

На вопрос: «Страшно ли было?» мой собеседник, не задумываясь, отвечает: «Вначале немного, а потом привыкли, ведь это нужно было делать. Даже выучили тактику моджахедов. Разведка у них работала достаточно хорошо, и, когда мы брали на борт афганцев, чтобы вывезти в безопасное место, наши самолеты не подвергались обстрелу. Для нас это было хоть какой-то, но защитой». И тут же Виктор Анатольевич вспоминает один из случаев, произошедший в Афгане и едва не стоивший жизни их экипажу: «В один из полетов мы должны были доставить продовольствие и личный состав по маршруту Ташкент-Кабул-Кандагар-Шиндант. Выгрузив часть груза в Кабуле, направились в Кандагар. Там при посадке самолета сломалась одна из стоек шасси. Зарулили на стоянку, осмотрелись, поняли, что не взлететь, необходима замена, а это возможно только в заводских условиях. Что делать, бросить самолет? Это небезопасно, да к тому же он почти новый, жалко. Решили ждать, пока привезут из Советского Союза новую стойку. Пришлось несколько дней провести в Кандагаре, а потом в полевых условиях устранили неисправность самостоятельно. Получилось. Потом даже инженеры авиационного завода поражались, что такое возможно. Когда были выполнены все работы по ремонту, 22 февраля начался обстрел аэродрома душманами. Сначала полетели первые пристрелочные мины. Мы запустили двигатель и порулили на взлетно-посадочную полосу. Разрывы мин участились. Мы успели взлететь. Но на высоте 3500 метров по нам была выпущена первая ракета. Командир успел выполнить противоракетный маневр, и она ушла в сторону, пролетев совсем рядом с нами. Вторая ракета, выпущенная вслед, уже не могла нас достать. Мы поднялись уже на высоту 7000 метров. Полет закончился благополучно, мы вернулись в Ташкент». Стоит добавить, что за этот полет весь экипаж самолета был награжден орденами и медалями. Появился боевой орден и в копилке наград у бортинженера Виктора Анатольевича Сердюка. Этот орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» ему наиболее дорог.

Все было в это время у наших ребят: и боль, и страх, но, собрав все свое мужество, они делали свое дело. Моральную поддержку оказывали и бригады наших артистов. Так, Виктор Анатольевич в Кандагаре побывал на концерте группы ВДВ «Голубые береты». Здорово поднимали дух их патриотические песни, поддерживая наших ребят.

А еще, главное, была уверенность, что ты обязан вернуться, потому что дома ждет любимая семья. Жена нашего героя Галина Ивановна по образованию учитель, но в Литве сменила профессию и в звании младшего сержанта пошла на службу в ту же часть, только в строевое отделение. Всегда скучали по папе и маленькие Алеша и Юля, ведь в силу своего возраста они не понимали, что ему пришлось пережить, а гостинцы – громадные ароматные дыни и сочный виноград – из южного Ташкента просто были необыкновенно вкусными.

Участвовал экипаж Виктора Анатольевича и в выводе советских войск из Афганистана, перевозили личный состав. Последний рейс был сделан 15 февраля. Затем экипаж в Ташкенте ожидал перевода в Литву. Но обстановка на тот момент становилась все хуже и хуже. В Литве самолет был раскрашен под гражданский, снято с него все военное оборудование, да и экипаж переоделся в гражданскую форму, но вскоре снова состоялся вылет в Ташкент. Оттуда советские самолеты под видом гражданских, якобы перевозивших муку, снова отправлялись в Афганистан. Там для маскировки 1-2 самолета стояли на центральном перроне аэродрома с мукой, а 4-5 привозили оружие и боеприпасы для народной армии Афганистана, которая стала тогда на поддержку своего президента. Это продолжалось в течение пяти лет. Для советских летчиков война закончилась только тогда. Закончилась битва, которая была бессмысленной, а потери в ней оказались немалыми. Более 15 тысяч наших ребят в самом расцвете сил погибли в Афганистане.

А Виктор Анатольевич продолжил свою службу в Литве до 1993 года, затем уволился в запас и вернулся в родные Кашары. Началась обычная гражданская жизнь: семейные заботы, открыл свое дело. Но, наверное, судьба… В 2008 году неожиданный телефонный звонок, голос в трубке предложил вернуться к полетам. Оказалось, вспомнил бывший командир. Виктор Анатольевич, не раздумывая, с радостью согласился, ведь за небом-то успел заскучать. Теперь уже он 6 лет летает из Объединенных Арабских Эмиратов в страны Персидского залива, возит груз. Пришлось работать и в Конго, и в Южном Судане, в общем, мой собеседник увидел мир с многих сторон.

Сейчас он на заслуженном отдыхе, но часто вспоминает годы, проведенные в полетах. 15 февраля Виктор Анатольевич, как и все прошедшие через зарево войны, вспоминает своих сослуживцев, тех ребят, которые встретили свой последний час на далекой афганской земле. И в этот день он хочет выразить огромную благодарность своим землякам А.Я. Костюкову и А.Е. Горобцову, создавшим в районе общество ГСВГ. Они являются организаторами всех мероприятий, на которых собираются бывшие военнослужащие, поют песни, а главное, делятся своими воспоминаниями о былых годах. А также Виктор Анатольевич поздравляет всех с этим праздником и с наступающим 23 февраля, желает здоровья, чистого неба, семейного счастья и благополучия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content