Так говорят на Дону… С атаманом в поход за зипунами

Говоря о жизни донских казаков, стоит отметить, что основным источником их существования были их походы за зипунами; то есть за добычей.

Кормились они набегами на турок, татар, нагаев, заглядывали и в Хвалынское (Каспийское) море за добычей и полоном. Как говорится, грех воровать, да нельзя миновать; что в нагайском заполье, то и в казачьем застолье. Дуван дуванили донцы только при возвращении в Войско. Присвоение части добычи до дувана, каралось смертью: «Станичники дуван делили, да атамана хвалили». Вот и «Хаживали казаки за море, дарить турчину горе»; «Хаживали донцы в море не гостями, да расплачивались своими костями».

Главный в походе человек – атаман. Ибо, как известно, атаманом станица крепка; без атамана – казак сирота. Не казаки, а он в первую голову отвечает за успех или неудачу похода. «Атаману дремать – беде бывать». Хоть и неказист атаман, лишь бы к победе привёл: «Не велик атаман, да булава при нём» — символ атаманской власти. «Не атаман при булаве, а булава при атамане». Однако обладание булавой накладывает свою ответственность на него: «При войсковой булаве, да при своей голове» — не будет своей головы на плечах, жди беды. Слово атамана в походе закон: «Куда атаман трухменку (шапку) кинет, туда и мы свои головы бросим». Но не так-то просто стать атаманом, недаром же говорится: «Терпи казак, атаманом будешь», но «Не всем казакам в атаманах бывать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content