А.Ф. Лознев, член Клуба друзей газеты «Слава труду», сл. Кашары.
Знакомясь с очередным номером газеты «Слава труду», я буквально споткнулся взглядом о снимок Вяжинского колодца. До боли в душе знакомое творение плотницких рук. Деревянный сруб, крышка, ворот, цепь с цинковым ведром на конце… И тут же читаю предложение редакции принять участие в разговоре на тему важности этих самых колодцев в деле жизнеобеспечения. А почему бы не принять? В пору своей редакционной службы повидал я этих животворящих источников очень много. Ездил ведь по всему району. В каждом населенном пункте, на каждой улице и переулке, не выходя из УАЗика, можно было сделать подобный снимок, только нецветной… Попробую рассказать о трех колодцах, но не о тех, что в песне. «Учкудук» в переводе с узбекского означает «три колодца». В моем же рассказе пойдет речь о степных колодцах, а вернее, калиновских.
ПЕРВЫЙ
Находится он на въезде в Калиновку, по левую сторону. Многие воспоминания навевает это скромное сооружение. Для начала, для затравки, случай из ранней молодости. Работал уже в редакции. По её заданию приехал в бригаду №3 колхоза «Правда», т.е. в родной мой хутор. Транспорт – мотоцикл К–750 с коляской. За рулем — мой коллега Дмитрий Тараненко (младший). Справившись с делами, забираем моего отца и едем на усадьбу, на живописный берег Ольховой, не только полюбоваться, а пообедать, чем Бог послал. А он послал… всё то, что хотелось. На место водителя взгромоздился я: хотелось показать родителю, как умею водить тяжелый мотоцикл, хотя делать это почти не мог. Молодость, кураж, дурь – всё в одном флаконе. Не вписался в правый поворот (на коляску), и мотоцикл понесло, как необъезженного коня. Уперся на сброшенной скорости прямо в колодец. Это и спасло, иначе неясно, где бы оказались… Но обедать со страха не перехотелось. Хорошо посидели. Но это уже уход от темы.
Помнится этот источник тем, что поил он своей вкуснейшей водой чуть ли не весь хутор, а это 22 двора. Каждому из нас довелось ходить туда за водой. С возрастом передавали друг другу ведро, как эстафету. А ходить неблизко – 299 метров. Но ходили – куда деваться? Для хозяйских нужд использовали воду из речки, а вот для готовки и питья — только из этого колодца.
Чей он был? Размещался в палисаднике Иллариона Григорьевича, известного на всю округу сапожника. Но имелась и вторая калитка с улицы. Она для всех. Для всех! И, по-моему, это самое главное.
Пару слов о хозяине. Когда говорили имя Ларыон – слышалось «колодец». И наоборот. Так тесно были связаны эти совершенно разные слова. У этого сапожника была маленькая собачка по кличке Дамка. Окрас черно–белый. Она всегда охраняла хозяина, когда он по пьяной причине дремал под чьим-то плетнем… Вот ведь как бывает: что такое «бином Ньютона» из школьной программы – не помню, а собаку деда Ларыона – помню. Да…
Но слышу злобный шепот за спиной: «Речь о колодце идет, а причем здесь пьяный сапожник и рябая собака?» Да притом: все это из одной оперы, имя которой — моя малая Родина.
Были в хуторе другие колодцы?
Были. И скважины бурили под колонки, но везде вода была то соленая, то горькая, то мутная. Годилась только для полива грядок.
ВТОРОЙ
Этот колодец почти такой же, как и первый, но более глубокий. Очень глубокий! Даже днем в воде отражались звезды. А может, просто казалось! Находился он на правом фланге х. Федотовка («пригорода» Калиновки). Чистейшей водой пользовался весь хуторок и не только. Рядом располагалась вся хозяйственная часть третьей бригады, кузница, МТФ. И всем вода нужна. Доставлялась живительная влага даже на полевые станы. Использовалась для этого деревянная бочка с затычкой. Представьте себе, с каким удовольствием пили эту воду механизаторы в 30-градусную жару!
Но главное достоинство этого источника в том, что вода в нем была невероятно холодная, ледяная. Выпить кружку за один раз – невозможно. Только небольшими глотками, словно кипяток. Поэтому хозяина колодца так и прозвали – Васька Мэрзлый, хотя по паспорту гражданина СССР – Василий Петрович Стегленко. Да и вся семья «мэрзлыми» окрещена была. Никто не обижался… Наоборот – гордились тем, что укоренилось выражение «мырзливский колодизь».
ТРЕТИЙ
Он тоже в памяти застрял и просится на газетную полосу. Куда же еще?
Этот колодец находился также в «пригороде» Калиновки, на левом фланге х. Максимовка. Радовал он хуторян не только прозрачной мягкой водой, но и своей внешней красотой. Примостился сруб у громадной, в три обхвата (а может, и больше. Кто мерял?), вербы. Ведь где верба, как говорится, там и вода. Никакой ограды вокруг, никакого запрета: подходи, крути ворот за рукоятку, вытертую до блеска хуторскими ладонями, и пей сколько душе угодно. Так мы и делали с другом Николаем Сиденко в молодости, возвращаясь глубокой ночью из клуба соседнего х. Криничного. Даже название хутора в тему… Это было, как ритуал. Тормозим велосипеды, ставим их под шершавый ствол вербы и — к ведру. Понимали, что лучше воду пить, чем…
Только хорошее можно говорить о своих хуторских родниках. Но наши родители запрещали без нужды ошиваться (находиться) у колодцев. Кабы чего не случилось, кабы кто не булькнул (нырнул) вниз головой. Ведь был же случай. В том же хуторе Криничном шестилетняя девчушка рухнула в колодец, но был он заброшенный и сухой. А старший братишка стал кричать на всю улицу, перепутав слова. Вместо «Спасите! Помогите!» по хутору неслось звонкое «Ура! Наша Любка в колодизи!» Вытащили девочку. Отделалась царапинами. А если бы колодец был действующим, живым? Вот то-то…
Ну и напоследок я скажу, а точнее, спрошу: почему о всем в прошедшем времени пишу? Существует ли «учкудук» сейчас? Живы ли мои родники? Не знаю. Давно не был в родном краю (здоровье не то). Можно навести справки и узнать. Не хочу! Вдруг скажут: «Колодцев нет!» А для меня лучше, когда они есть. Пусть в памяти, но есть!
P.S. Какая-то мутная концовка получилась. И решил уточнить обстановку. Узнал: все три колодца действующие! Поят хуторян своей кристальной водой. Особенно радует колодец под номером один. Проживающие на усадьбе сапожника с собачкой братья Сергей и Георгий Партолины так окультурили колодец, что любо–дорого взглянуть. Молодцы, ребята! У меня аж на душе похорошело.
От редакции
На фото льётся калиновская вода, но не из колодцев, а из криницы, на которой побывали мы. О том, в каком она состоянии, мы расскажем в одном из номеров. А пока, дорогие читатели, мы ждем ваших колодезных историй и воспоминаний.