З.М. Демченко: жизнь в профессии и профессия в жизни

З.М. Демченко: жизнь в профессии и профессия в жизни

Богата наша Кашарская земля замечательными людьми. Многие из них внесли большой вклад в развитие своего родного края. Однако в жизни каждого из них огромную роль сыграл учитель, который вложил в него много сил, труда, души и терпения. Сегодня нам хочется рассказать об удивительном человеке, Заслуженном учителе школы Российской Федерации — Зинаиде Михайловне Демченко, учителе, завуче, директоре Верхнесвечниковской школы Кашарского района.

Почти полвека Зинаида Михайловна отдала служению школе, детям, любимой работе. А кажется, только вчера она окончила Верхнесвечниковскую школу, выбрав профессию на всю жизнь, посвятив ей себя без остатка и ни разу не пожалев об этом. Её педагогическая биография — это непрерывное совершенствование, постоянная учёба, постижение педагогического мастерства. Учитель русского языка и литературы, завуч по внеклассной работе, затем по учебной, директор школы — таковы ступени её педагогической карьеры.

Мечта учить других у маленькой девочки из простой крестьянской семьи из хутора Рубашкина (которого уже и нет на карте Кашарского района) зародилась еще в детстве. Очень нравилось ей играть в учителя и учеников. Потому и пошла в Ростовский педагогический, чтобы потом вернуться в родное село Верхнесвечниково, куда переехала семья из вымирающего хутора, в свою до боли близкую школу.

— Очень мне хотелось работать в школе, — вспоминает Зинаида Михайловна, — и, переступив ее порог учителем русского языка и литературы в 1965 году, я поняла, что останусь здесь на всю жизнь. Меня встретили опытные учителя, ставшие моими наставниками, которые давали мне советы, подсказывали. Наверное, во многом я состоялась благодаря им. Хочется вспомнить сегодня их. Это директор Пищенко В.Я., Е.А. и А.П. Ярославцевы, А.В. и Е.Ф. Деревянченко, Н.И. Барилов, Н.И. Овчаренко.

Зинаида Михайловна быстро влилась и в педколлектив, и с ребятами сразу же нашла общий язык. А учеников тогда было много, по два класса в каждой параллели. Уроки русского языка и литературы нравились ребятам. Педагог всегда стремилась уйти в преподавательской деятельности от обыденности и однообразия. Она просто виртуозно владела словом, ярко и зажигательно вела уроки, так что ученики всегда с нетерпением бежали к ней, вместе учились рассуждать, высказывать своё мнение.

— Всегда считала себя счастливым человеком, и было столько поводов для радости — удачный урок, интересное сочинение, первое место ученика на конкурсе…

У Зинаиды Михайловны  получалось буквально всё, к чему бы она ни прикасалась, будь то уроки, подготовка к конкурсу или смотр художественной самодеятельности. Всё успевала делать она, в каждое дело вносила изюминку, вселяя в ребят и коллег уверенность в успех.

— Помимо уроков ребята работали в ученической производственной бригаде, — вспоминает наша собеседница. — Такая была создана при нашей школе. Гремела на весь Кашарский район, мы даже семинары проводили у себя — делились опытом с коллегами. Руководил бригадой Виктор Алексеевич Щеняцкий. Трудился в основном с детьми мастер производственного обучения Сергей Николаевич Гречкин. Однако определенное количество часов работы отводилось на каждого учителя. У школы были свои поля. Там мы выращивали и сорго, и подсолнечник, и озимые, затем реализовывали все колхозу. Даже веники старшеклассники плели сами на уроках труда, а потом сдавали их. Старались все ученики, ведь лучшие награждались туристическими путевками. Ох, и поездили мы с ребятами. Наши ученики в то время побывали и в Москве, и в Ленинграде, и в Минске, в Бресте. Посетили Хатынь, Краснодон. Проехали по Золотому кольцу. В общем, всего не упомнишь. А ребята эти поездки до сих пор вспоминают.

После двадцати лет работы в школе Зинаида Михайловна стала ее директором, в этой должности она трудилась 24 с половиной года. Теперь уже за советом шли к ней и опытные, и молодые учителя. Для каждого у нее находилось доброе слово. Её всегда отличали широкая эрудиция, простота и интеллигентность, скромность и целеустремлённость, требовательность и чуткость. Удивительно, откуда бралось столько сил и энергии у этой хрупкой женщины. А она еще и общественной деятельностью занималась – депутат местного и районного Совета депутатов, председатель избирательной комиссии, председатель женсовета. И это все сочеталось в одном человеке. Ее труд не остался неотмеченным. Ветеран труда, Отличник народного просвещения, старший учитель, множество грамот районного и областного масштаба. Зинаида Михайловна удостоена и государственной награды — «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». Указ о присвоении ей этого почетного звания 25 июня 1992 года подписал Президент Б. Ельцин (кстати, в то время всего четыре педагога Кашарского района были удостоены такого почетного звания). Однако самой главной и высшей наградой для себя Зинаида Михайловна считает любовь и признание своих учеников.

— Выпускников у меня много. Разлетелись они по всей стране, — делится своими воспоминаниями она с нами. — Повсюду они и хлеб растят, и на заводах работают, и в школах преподают. В общем, трудятся во всех сферах. Многими из них можно гордиться. Они достигли высот и внесли свой вклад в развитие нашего края. Это и З.В. Павленко, и С.А. Шматов, и В.Н. Скрылев. Всех просто не упомнишь. А вот Оля Берданова пошла по моим стопам. Она заслуженный учитель, работает словесником в Москве. Практически все учителя нынешней Верхнесвечниковской школы – наши выпускники. Но где бы ни были мои ученики, многие до сих пор звонят и забегают в гости. Зачастую в праздник телефон разрывается: Ростов, Москва, Астрахань, Мурманск и так далее.

Один за другим всплывают воспоминания о той, школьной, жизни.

— Вспоминаются и коллеги – директора школ. Какими мы были дружными. Всегда помогали друг другу. До сих пор с некоторыми из них перезваниваемся, некоторые уже, к сожалению, ушли из этой жизни.

Зинаида Михайловна отдала всю себя без остатка школе. Это не помешало ей воспитать отличного сына. Сейчас у нее двое внуков. А два месяца назад внучка Ксюша подарила ей правнука Глебушку, так что она счастливая бабушка и прабабушка.

— Очень люблю цветы, — говорит наша героиня, — всегда стремилась, чтобы и дома их было много, и в школе любовалась цветником – нашей гордостью.

Сегодня на наших глазах меняется страна, меняется и школа. К сожалению, она уже совсем не та. Постепенно пустеет храм науки, детей становится все меньше и меньше. С горечью говорит об этом Зинаида Михайловна.

— Очень жаль уходящего. Однако жизнь современного учителя не менее динамична. Сейчас столько возможностей у них появилось для работы и развития. Хочется пожелать всем упорства, труда. Любите детей, и они откликнутся тем же. Находите общий язык с родителями – только тогда будет толк в делах. Желаю всем коллегам крепкого здоровья и мира над головой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Skip to content