Многие родители считают, что логопед нужен только при проблемах с произношением звуков «Л» или «Р», или откладывают визит до пяти лет, надеясь, что ребенок выговорится самостоятельно. Однако такие взгляды могут привести к потере времени и усложнить процесс коррекции речи. В этой статье разберем, когда стоит обращаться к логопеду и какую помощь он может предоставить.

Ребенок не рождается с правильно поставленной речью — это сложный процесс, который начинается с освоения звуков. Сегодня мы все чаще сталкиваемся со случаями задержки развития речи.
Когда же необходимо обращаться к логопеду?
С самого раннего возраста (до года):
- Если у ребенка наблюдается отсутствие гуления и лепета (звуки типа «кххх», «гыгы», «агу» и повторяющиеся слоги «диди»).
- Рекомендуется обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации, а также проконсультироваться с неврологом или неонатологом.
В 2 года:
- Если ребенок не понимает речь взрослых.
- Отсутствие звукоподражания или искажение простых слов.
- Минимальный словарный запас, отсутствие фраз.
- Замена простых звуков (например, «К» на «Т»).
В 3 года:
- Если ребёнок не строит фразы и предложения.
- Непонятная речь для окружающих.
- Проблемы с произношением звуков раннего онтогенеза: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.
- Ребенок активно говорит на «своем» языке и почти не использует понятные слова.
В 4 года:
- Проблемы с произношением звуков с, з, ц.
- Перестановка или пропуск слогов.
- Ребенок не знает названий животных, фруктов и т.д.
В 5 лет:
- Нечеткая, смазанная речь, замены звуков ш, ж, ч, щ.
- Ошибки в окончаниях слов.
- Трудности с пересказом.
В 6–7 лет:
- Невозможность произнести звуки р, л.
- Проблемы с подбором слов на заданный звук.
- Запинки в речи или заикание.
- Трудности с усвоением стихотворений и пересказом.
Школьный возраст: если есть проблемы с чтением и письмом.
Если нарушение звукопроизношения наблюдается у взрослого: возможно исправление в любом возрасте, главное — желание.