В хуторе Ольховом Вяжинского поселения на окраине села возведена часовня. В 1920 году на этом месте в годы «красного террора» без суда и следствия были расстреляны 66 местных казаков, из них 60 мужчин и 6 женщин.
На табличке нацарапаны имена тех, чей прах покоится здесь: Брехов, В. Качкин, А. Клевцов, Ф. Хоршев, А. Некрасов, В. Колычев, А. Лысенков и др., к сожалению, все имена казаков не удалось восстановить, так как долгое время об этом вообще нельзя было говорить. А тех, кто помнил эти события, уже нет в живых, да и когда стали открыто говорить на эту тему, люди по-прежнему боялись и молчали. Относительно недавно появилась здесь табличка с надписью «Вечная память жертвам красного геноцида».
А крест на могиле казака А.П. Клевцова установлен на жерновах мельницы. Этот жернов якобы говорит о том, какая мясорубка была в те годы.
Есть информация, что в 1926 году только на Дону были уничтожены 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45%. Историки их называют цифрами по умолчанию. Сколько на самом деле — неизвестно. Кто будет подводить итоги собственной братоубийственной политики?
Может, звучит и шаблонно фраза, что чтут память потомки, но судите сами. Местные жители, некоторые из них уже разъехались по разным городам и весям, как-то приехав в родные пенаты, решили облагородить этот пустырь на окраине хутора и возвести на собственные средства часовню. Это Г.В. Топольской, А.В. Удовкин, А.Н. Хоршев, В.Н. Шевченко, С.В. Удовкин и Б.В. Топольской. Благое дело сделали казаки.
Братская могила, отдельное погребение А.П. Клевцова и рядом часовня. Сейчас приезжают сюда местные батюшки, чтобы служить молебны. Раньше на этом месте возвышалась церковь. Как гласит местное предание, по просьбе ольховцев вяжинцы помогли им построить её — деревянную, собранную из гладких обтесанных плах. Ее строительство шло несколько лет и было закончено в 1916 году. Однако она больше бездействовала, потому что вскоре смута всколыхнула Россию и Дон. А сейчас в округе такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Мы с коллегой молча походили по окрестностям, знаете, почему-то говорить не хотелось, как в известной фразе «Молча склоним головы, братцы».
Сегодня, когда казачество пытаются возродить, важно сохранить память. Теперь эта братская могила не затеряется в донской степи. Часовня, как маяк, будет указывать путь.
«Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества», — святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Казачество — искра, высеченная из груди русского народа ударами бед», — Н.В. Гоголь.
Татьяна Глуховская