Кровавая дата: забыть можно многое, но не всё

24 января — День памяти казаков и казачек, невинно убиенных в годы гражданской войны и репрессий.

…Террор… И стрепеты взлетают.
Террор… И льётся в балках кровь.
И псы испуганные лают
над грудой трупов без голов.
Доносы, казни, выселения,
на лицах горькое тавро,
Но поголовным истребленьем
грозится снова Донбюро.
…Ревкомы действовали твёрдо,
держали в страхе весь народ.

-Лампасы прочь! –
И сразу в морду!

-Не хочешь спарывать – в расход!
Г. Сухорученко.

Каждый раз с приближением трагической даты для всего казачьего Дона пытаюсь разобраться в причинах возникновения тех ужасных событий начала 1919 года — и вопросов возникает больше, чем ответов. Тем не менее попробую внести свою лепту в анализ причин возникновения геноцида казачьего народа 1919 года.

Начнём, пожалуй, с документа, положившего начало террора на Дону.
Циркулярное письмо об отношении к казакам, принятое на заседании Оргбюро ЦК РКП(б)
Циркулярно, секретно.
Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

  1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
  2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
  3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
  4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
  5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
  6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
  7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
  8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.


Эта директива (циркулярное письмо) Оргбюро ЦК РКП(б) датируется 24 января 1919 года.

Считается, что идеологами, вдохновителями и организаторами геноцида казаков являются Свердлов, Ленин, Троцкий. Однако последние двое (В.И. Ленин и Л. Троцкий), по утверждению историка и публициста Спицына Е.Ю., работавшего с архивами ЦК РКП(б), не имеют к этой директиве прямого отношения, хотя никто из них не был замечен и в любви к казачеству. Судя по всему, это была личная инициатива Якова Свердлова, сумевшего использовать временное отсутствие «старших» товарищей для внесения своей лепты в борьбу с контрреволюцией. Косвенно эта версия находит подтверждение в исторических материалах, посвящённых жизни и деятельности Миронова Ф.К. – донского казака, бывшего подъесаула, уроженца станицы Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимовича Волгоградской области), командарма 2-й конной Армии РККА.

Ф.К. Миронов

Филипп Кузьмич Миронов был бесстрашным защитником донского казачества во время его террора, за что впоследствии и поплатился своей жизнью, однако в памяти потомков он оставил свой светлый след. Есть исторические свидетельства его личной встречи с В.И. Лениным, где он обосновано приводил ошибки политики большевиков, в частности, Донбюро по отношению к донскому казачеству. Судя по заметкам Ленина, он был услышан, но реакция в то время была запоздалой. О Миронове Ф.К. можно говорить долго, однако тема сегодня немного другая.

Итак, давайте подумаем, на ровном ли месте родилась эта преступная директива и кто её исполнял непосредственно на местах? Кто были исполнители?
На мой взгляд, корни геноцида казачьего народа лежали на Дону, а точнее, в Ростове-на-Дону начала 1917 года. Сейчас постараюсь пояснить.

В 1893 году в городе Славгород Екатеринославской губернии (в советское время Днепропетровская область), в семье успешного торговца (купца) родился мальчик – Сергей Иванович Сырцов. В начале двадцатого века семья успешного торговца перебралась в город Ростов-на-Дону, где старший Сырцов продолжил свою коммерческую деятельность, позволившую младшему Сырцову окончить с успехом коммерческое училище в Ростове-на-Дону и в 1912 году поступить в Петербургский политехнический институт. Студент Сергей Сырцов увлёкся революционной пропагандой, стал членом партии большевиков в 1913 году, за что в 1916 году был отчислен из института.
И вот в феврале 1917 года в России грянула Февральская буржуазная революция, Николай II отрёкся от престола в пользу своего младшего брата Михаила Александровича, который вскоре, как и его старший брат, отрёкся от престола – и Российская Империя начала медленно, безысходно погружаться в очередную смуту.
Вскоре после этих событий, в 1917 году, в Ростове-на-Дону вновь появляется 24-х летний студент-недоучка Сырцов Сергей Иванович и активно включается в пропагандистскую работу. У Сырцова здесь жила его семья, он вырос в Ростове, и поэтому он не был здесь «пришлым», разбирался в местных тонкостях и особенностях политической обстановки, вот тут-то его партийная карьера резко пошла в гору: ноябрь 1917 года – февраль 1918 года – председатель Донского областного Военного революционного комитета по борьбе с белоказаками; в марте–сентябре 1918 года — заместитель председателя Совета народных комиссаров (СНК) Донской советской республики; руководитель Донбюро ЦК РКП(б); с января 1919 года совмещал должность руководителя Донбюро и начальника Граждупра Южного фронта (отдел гражданского управления при Реввоенсовете означенного фронта).
Из вышеперечисленного списка занимаемых в то время на Дону должностей Сырцовым С.И. можно сделать вывод о его неугомонном стремлении к карьерному росту и повышенной инициативности. Как правило, для таких людей нет препятствий в виде какой-то части народа, которой они готовы пожертвовать ради достижения, как им кажется, великих целей. Муки Совести, по их мнению, это удел слабых…

Ниже я приведу выдержки из докладов и донесений Сырцова в ЦК:

«аграрная революция на Дону должна состоять в полном разрушении экономического базиса казачества»;

«…стирании всякой экономической грани между крестьянами и казаками»;

«…общие условия заставляют нас, идя навстречу крестьянам, за исключением самых верхушек, делать их своей опорой в деле ликвидации казачества»;

«…иной политики, кроме политики быстрого и решительного обезвреживания контрреволюционеров, кроме политики террора, положение не могло диктовать…».

Вот такие доклады с «земли» шли на самый верх. Вполне логично предположить, что для Якова Свердлова, я уверен, не имевшего полного представления о вековых традициях и укладе жизни казачества, эти доклады имели решающую роль в принятии преступных решений. Свердлова это никак не оправдывает. Политика террора для большевиков была, по их мнению, необходима и оправдана якобы для достижения всеобщего благоденствия (для тех, кто останется в живых).

В разные периоды времени 1918-1921 годов приходилось сталкиваться с Сырцовым, председателем Донбюро, ранее уже упоминавшемся мною Миронову Ф.К. – полному Георгиевскому кавалеру, перешедшему на сторону советской власти по своим политическим убеждениям. По словам историков и самого Филиппа Кузьмича, эти общения были для него суровым испытанием. В доверительных беседах со своими казаками Миронов характеризовал Сырцова не просто, как дурака, а идейного, инициативного и упорного дурака, считая, что от его деятельности вреда несоизмеримо больше, чем пользы. Он в своих оценках был не одинок.

Военком Особого экспедиционного корпуса В.А. Трифонов в своём докладе в Оргбюро ЦК РКП(б) пишет об ошибках, допущенных руководством Донбюро, что его деятельность принесла колоссальный вред РСФСР.

Развязанный террор Донбюро в отношении казаков привёл к эскалации гражданской войны и к бессмысленному, не имеющему никакого оправдания кровопролитию.

В этой связи приходят мысли о роли личности в истории, хотя подобных Сырцову персонажей называть личностями – язык колом встаёт. Но они появлялись в смутное время, как чёрт из табакерки.
Казалось бы, на что способен студент-недоучка, какая от него могла исходить угроза казакам и всей Области войска Донского?

Да плюнуть и растереть! И жали никакой! А он со своими соратниками утопил Дон в крови… И кто же были эти соратники, возглавлявшие Ревкомы в донских хуторах и станицах?

Множество свидетельств дошло до наших дней о зверствах комиссаров Ревкомов, их беспробудном пьянстве, мародёрстве и насилии над казаками и членами их семей. Но они исправно выполняли требования по увеличению числа репрессированных казаков и их семей. О каких идеалах коммунистической революции они могли говорить с казаками!?

Эти нелюди получали физическое и моральное удовлетворение от безвинно пролитой казачьей крови. Они упивались, как им казалось, своим «величием» и безнаказанностью. Некоторые из них были из так называемых «бывших» и красновцев, которые осознанно проливали безвинную казачью кровь с целью спровоцировать восстание. И это им удалось…

За короткий период геноцида, по некоторым данным, было уничтожено в России более 3 миллионов казаков и членов их семей.

Говорят, что история не имеет сослагательного наклонения. Лично я с этим категорически не согласен! Вспомните сказки, которые мы слушали в детстве, о том, как богатырь-витязь на своём добром коне прибывал к перекрёстку, на котором возлежал камень с вариантами дальнейшей судьбы богатыря-витязя и его коня: налево повернёшь – коня потеряешь, направо повернёшь – головы не сносить, прямо пойдёшь – погибель и себе, и коню найдёшь. К чему я вспомнил мудрые народные сказки, а к тому, что в них заключена вековая мудрость — Господь Бог нам всегда предоставляет свободу выбора, а уж как мы её используем — даже для Бога загадка, тем более что мы всегда выбирали четвёртый вариант.

Я думаю, что возможности изменить ход исторических событий были – Сырцов С.И. не имел такой личной охраны, как вожди революции, другое дело, что кому-то не хватило смелости, а может, просто решительности, для того чтобы уничтожить председателя Донбюро и тем самым изменить ход событий. Легко рассуждать об этом через более 100 лет… Мне могут сказать, что вместо него мог прийти кто-то ещё более жестокий, тупой и кровожадный. На это могу возразить, что прецедент был бы уже создан, а соответственно, и последователи могли последовать за предшественником.

Мне также могут возразить, что я слишком демонизирую роль Сырцова. Отнюдь. Именно он занимался кадровой политикой, именно он назначал бывших уголовников, психически больных людей, откровенных мародёров, пьяниц и прочее отребье рода человеческого на должности комиссаров Ревкомов в станицах и хуторах, командиров отрядов продразвёрстки и прочих председателей комбедов.

Может ли быть утешением то, что большинство из этих людоедов были уничтожены самой революционной неотвратимостью событий? Помните – «Революция пожирает своих детей…» Слабое утешение.

А Сырцов С.И. достиг высоких, я бы сказал, очень высоких должностей в Советской России. Был членом Политбюро ЦК, председателем СНК (Совета народных комиссаров) РСФСР и т.д. И всё же в 1937 году, в возрасте 44 лет, был приговорён и расстрелян.

Расстреляли его не за организацию геноцида казачьего народа. Увы, он умудрился в 1925 году быть содокладчиком так называемого «покаянного» доклада «О положении казачества» на пленуме ЦК РКП(б), по итогам которого было принято принципиальное решение о реабилитации казачества.
Тоже утешение так себе.

И какой же, спросите вы, из всего этого я делаю вывод?
А вывод прост. И, к моему сожалению, актуален и по сей день – в России нельзя допускать условий возникновения смуты!

Условием возникновения смуты в 1917 году было отречение царя Николая II, верховного главнокомандующего Российскими войсками, во время ведения боевых действий войсками Российской Империи в первой мировой войне!

Да, царь не пользовался к февралю 1917 года авторитетом ни в своих войсках, ни среди своего генералитета, ни в среде своих венценосных родичей, ни у народа и обывателей. Но ему необходимо было думать не о себе и своей семье, а о судьбе России и не в 1917 году, а с момента коронации и нести ответственность за всю Российскую Империю!

Любой анализ должен заканчиваться выводами, рекомендациями, пожеланиями. Главное в любом анализе – это адресат, те, кто должен принять его к вдумчивому исполнению. Так вот, развитие подобных событий, выше описанных, в современной России ни в коем случае допускать НЕЛЬЗЯ! Очередной смуты не должно быть, иначе сырцовы, возникающие на пене волн революционных событий, утопят Россию в безвинной крови!
Адресат – МЫ ВСЕ!

А.Ю. Олейник, начальник штаба ЮКО «Пономарёвский юрт» подъесаул, 17.01.2023
(7531 год от сотворения Мира в звёздном Храме).

Поделиться новостью:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©


Каждый комментарий проходит модерацию – это занимает в среднем 12 часов. После успешной модерации Ваш комментарий появится на странице публикации. *
Перейти к содержимому