Е.Н. Елизарова: моя родная Будановка

Дуют у нас ветры-суховеи. Палит солнце. Но, несмотря на это, все равно мы любим свою землю, свою Будановку. А как же иначе? Здесь когда-то поселились наши предки, а теперь живем мы.

Е.Н. Елизарова: моя родная Будановка

Наша Будановка с двух сторон окружена садами. Старый сажали еще наши бабушки. Я помню, в моем детстве в начале сада были кусты крыжовника. Сейчас их нет. Много деревьев спилено.

Очень красиво у нас весной. Радуют глаз подснежники, фиалки, желтые тюльпаны. Рядом речка. Когда-то она была глубокая, сейчас в тине и заросла водорослями. Как только рыба в ней выживает? Но по ее берегам на все лады заливаются, щебечут птицы. Кого там только не услышишь! Конечно, соловей самый голосистый в этом хоре. Его слышно и в своем саду, он поет по ночам. А наслаждаться пением можно долго-долго – до того оно прекрасно.

Когда мы расстаемся с домом надолго, только тогда понимаем, что он для нас значит. Мы очень скучаем. Обычно это бывает, когда уезжаем учиться после школы. Так и я с двумя подружками после восьмого класса покинула родной хутор и уехала в город Донецк нашей Ростовской области. Хорошо, что это не очень далеко, поэтому мы поначалу каждые выходные ездили домой. Встанем с автобуса на горе и идем пешком 12 километров в любую погоду. Зимой, бывало, и дорогу переметало и сдувало нас, но шли, несмотря на погоду. Лезли и по весенней распутице. Тогда в моде были сапоги-чулки, они выдерживали все, ведь и подошва, и каблук у них были надежными. А вот другие мои сапожки – «казачок» — пострадали сразу же – пришлось выбросить.

Дома нас за такие частые приезды совсем не хвалили. Конечно, родители, были рады нам, но отправлять обратно была целая проблема. Взрослым надо было побегать, чтобы найти транспорт. Часто это был трактор или грузовик. У подружки брат был водителем, он нас вез и все время приговаривал:

— И что вам там не сиделось? Все едете и едете…

А мама моей одноклассницы как-то спросила:

— И что вы опять приехали? За чем соскучились? За бурьянами?

Я ответила ей:

— За всеми соскучилась: и за кошкой нашей, и за собакой…

Хотелось сказать: «И за бурьянами», но подумала, что все будут смеяться, и промолчала. Да, мы очень скучали по дому, ведь были еще совсем дети…

Потом я вышла замуж и уехала в Калининградскую область, в город Неман, о существовании которого я раньше и слышать не слышала. Только из военных фильмов знала название «Нормандия-Неман», это были летчики — наши союзники.

Попала я в бывшую Западную Пруссию. Здесь все было не так, как дома. Сначала я не понимала, почему родственница мне говорила: «Вам хорошо, вы там, в России…» Я все думала: «А вы где?» Потом поняла… Здесь часто попадались старые немецкие дома, все было чуждо. Каждое утро начиналось с дождя. Постоянно слякоть.

Как-то по телевизору шла передача, наверное, «Сельский час», и запели песню:

Деревня моя деревянная, дальняя,

Гляжу на тебя, чуть прикрывшись рукой…

У меня неожиданно полились слезы. Я быстро наклонила голову, чтобы никто не увидел, как я плачу. Но свекровь заметила и сказала:

— Было бы за чем плакать…

Я очень ждала отпуск. Мы с мужем заказали билеты на поезд заранее и сообщили моим родителям, когда приедем.

Поезд «Янтарь» за сутки домчал нас до Москвы. Оттуда продолжили путь на нашем «Тихом Доне». Под перестук колес и укачивание поезда хорошо спалось и мечталось. А все мечты о чем? О доме, конечно.

В купе было тихо и уютно. Проводница принесла чай. Вагон раскачивало, весело позвякивали стаканы в железных подстаканниках. Вдруг состав дернулся, затормозил, мы прибыли на какую-то станцию. Мне стало интересно, я пошла посмотреть и заодно подышать свежим воздухом. Это был город Георгиу-Деж (ныне Лиски) Воронежской области. Я вдохнула, стоя на ступеньках, и поняла – воздух наш! Не знаю почему, но он мне показался уже другой, родной, наш. И счастливая, наверное, немного глупая улыбка тронула мои губы. Мне понравились этот вокзал и этот город с его необычным названием. Ведь дом уже близко, почти рядом… Позже я узнала, что город Георгиу-Деж назван так в честь Георгия Победоносца, его покровителя…

Поезд стал отъезжать, потом все больше и больше замелькали знакомые пейзажи. Скоро и наша станция Миллерово – это почти дома. Я чувствовала такое волнение, такую радость… Наверное, так чувствует себя солдат, возвращающийся домой из армии. Это было так давно, но я все хорошо помню…

И в конце я хочу сказать, что люблю нашу Будановку — ни за что-то, а просто так. Мне нравится дорога, что проходит вдоль сосен. Она то идет вверх, то прямо, потом резко обрывается вниз и опять вверх, словно американские горки. Мне нравится ехать, когда яркое вечернее солнце просвечивается сквозь деревья. Это такая красота! А на открытых участках солнце катится огненным шаром, гонится, сопровождает всю дорогу также, как и ночью луна. Как мы радуемся цветущему кусту шиповника у дороги! Когда подсолнухи мелькают стройными рядами у дороги, и их так много, все они повернуты к солнцу, – завораживает. А небо у нас чистое, с пушистыми облаками. И ласточки, взмывающие вверх, затем падающие вниз. И запахи трав, и какое-то умиротворение, и покой…

Е.Н. Елизарова, х. Будановка, Кашарский район

Поделиться с друзьями
Слава Труду
Добавить комментарий

Каждый комментарий проходит проверку, после успешной модерации он появится на странице публикации.