Межмуниципальный отдел МВД России «Кашарский» информирует о новых методах и способах мошеннических действий в ИТ-сфере.
1. Специалисты центра цифровой экспертизы Роскачества обнаружили новую схему мошенничества со «школьными» выплатами, которые депутаты предложили ввести для сбора детей в школу. Аферисты в родительских группах в Telegram и «ВКонтакте» предлагают потенциальным жертвам перейти по фишинговым ссылкам для получения «выплат к школе», где необходимо заполнить данные банковской карты и номер телефона. Так мошенники получают доступ к онлайн-банку и переводят себе все деньги со счета граждан.
Также злоумышленники проводят ложные опросы родителей и детей о готовности к школе, о питании в школьной столовой, о внешкольных занятиях и пр. Сообщения приходят от имени аккаунта родительского комитета или активиста, в сообщении содержится ссылка, на сайт мошенников, где просят авторизоваться через личный аккаунт указав логин и пароль, после чего злоумышленники получают данные и используют для обмана подписчиков, друзей и родственников. Приглашают в групповые чаты якобы от имени классного руководителя, при переходе следуют просьбы перевести деньги на экскурсию, приложить сканы документов и пр.
2. ВТБ сообщил о всплеске мошеннических звонков «из Госархива». Так мошенники, представляясь сотрудниками Госархива, заявляют, что адресату необходимо получить невостребованные письма, однако все данные об отправителях были утеряны. Дальше поступает предложение посетить любое отделение МФЦ или Почты России, выбрав самостоятельно дату и время для онлайн-записи, где и получить поступившую корреспонденцию. Для записи на прием аферисты требуют продиктовать код из СМС-сообщения, который на самом деле дает доступ к аккаунту на «Госуслугах» жертвы. Получив доступ, мошенники крадут персональные данные, которые в дальнейшем используют для оформления кредитов. Помимо этого, злоумышленники в рамках реализации атаки могут запрашивать коды подтверждения от различных других сервисов, в том числе от онлайн-банков или мессенджеров.
3. Аферисты звонят гражданам Российской Федерации с требованиями «погасить долги перед государством» для назначения слушаний по судебным процессам, связанным со вступлением в наследство граждан и иными гражданско-правовыми отношениями, рассматриваемыми судами. Погасить «долги перед государством» злоумышленники предлагают путем оплаты суммы от 400000 рублей до 2 500 000 рублей на предоставленные ими банковские реквизиты. Информацию о проведении судебных слушаний по конкретным гражданским делам, с указанием ФИО гражданина и фабулы рассматриваемых дел мошенники получают с сайтов судов.
4. Злоумышленники предлагают воспользоваться услугами специальных приложений или VPN-сервисов, которые якобы помогут устранить проблемы в работе сервиса «YouTube» и вернуть прежнее качество. Эти сервисы могут быть вредоносными и нацелены лишь на компрометацию персональных данных жертвы, получения дистанционного доступа к установленным на гаджете приложениям, личным кабинетам и аккаунтам.
5. Мошенники получают доступ к личному кабинету на «Госуслугах», загружают поддельную нотариальную доверенность на распоряжение всеми счетами гражданина в специальный раздел «Госуслуг», для подписания документов в «Госключе». После чего приходит уведомление о том, что необходимо подписать в «Госключе» указанный документ. Далее звонит «сотрудник ОВД, ФСБ» и под угрозой потери денежных средств убеждает подписать указанный документ. После чего звонит «настоящий сотрудник», объявляя, что гражданин стал жертвой мошенников и убеждает перевести деньги на безопасный счет.
А.С. Бесхлебнов, начальник подполковник полиции