Этот рассказ о мужестве и стойкости, о ежедневной ответственности за свои действия и службу подчиненных, о человеке, который честно служил Родине, о капитане первого ранга в отставке, участнике боевых действий Владимире Григорьевиче Кравцове.
Владимир Григорьевич родился в с. Верхнекалиновка Кашарского района 1 августа 1964 года. Его родители Григорий Алексеевич и Нина Петровна работали в колхозе. В семье было четверо детей: Сергей, Николай, Владимир и Елена.
Судьбу морского офицера он выбрал благодаря своему дяде адмиралу Ивану Матвеевичу Капитанцу. Владимир Григорьевич хорошо запомнил свою первую встречу с дядей, хотя было ему в то время лет шесть. Иван Матвеевич на тот момент был капитаном первого ранга и после ответственного задания приехал в отпуск. Маленького Володю поразила красивая морская форма и погоны. Он рассказывал, как Иван Матвеевич стал моряком. Шел он по улице Ленина в Кашарах и вдруг увидел молодого лейтенанта в морской форме и с кортиком. Он не выдержал, подошел к офицеру и спросил:
— Это где же таких красавцев выпускают?
— В Бакинском училище, идешь в военкомат и просишь направить.
Иван так и поступил, но, проучившись три месяца, заболел тифом, его отчислили, и он приехал к бабушке Владимира Григорьевича, которая целый год выхаживала его, пока не выздоровел. После этого Иван Матвеевич вернулся в училище и, окончив его, стал служить. На самом деле не бывает ничего случайного. Дед Ивана Матвеевича в 1905 году служил на броненосце «Цесаревич» механиком, был участником Русско-Японской войны и даже попал в плен. Фактически продолжилась морская династия.
По совету дяди Владимир поступил в Калининградское военно-морское училище. Уже после первого курса у них была стажировка на крейсере «Октябрьская революция», они вышли в Балтийское море, а затем вошли в Неву и стали участниками военного парада в Ленинграде, а И.М. Капитанец был тогда командующим Балтийским флотом. После третьего курса курсантам уже доверяли управление судами, естественно, под наблюдением педагогов.
В течение всех пяти лет учебы своим главным наставником Владимир Григорьевич считал Буйнова Виктора Михайловича. Он был прекрасным педагогом, прививал молодым людям патриотизм, любовь к Родине, занимался культурным ростом курсантов. Они посещали музеи, театры, ходили на выставки и концерты классической музыки, предварительно изучая материал по книгам. Морской офицер должен быть культурным и грамотным.
Дальнейшую службу Владимир Григорьевич выбрал на Северным флоте. В 1986 году, когда ему вручили погоны лейтенанта, он приехал в Североморск, где его ожидал эсминец «Отчаянный», новый современный корабль. Эти корабли могли уничтожать американские авианосцы. Они были вооружены ракетами, среди которых была и ядерная.
— Владимир Григорьевич, а были ли какие-нибудь экстремальные ситуации во время службы? — спрашиваю я.
— Всякое бывало, но мне запомнился случай с американским авианосцем, ситуация грозила тяжелыми последствиями. Это было в 1987 году, все корабли ушли в Средиземное море, а наш эсминец выполнял боевую задачу в Североморске. Один американский авианосец проводил учения, мы его отследили, нашли, но он нас обманул. Ночью американцы подогнали огромный танкер, по размеру такой же, как и авианосец, и имитировали посадку на него самолетов. Правда, наш вахтенный что-то заподозрил и доложил командиру. Оказалось, что они тайно ушли в сторону Мурманска. Мы выдвинулись вдогонку за ними, в небо поднялись самолеты. Мы двое суток не спали, весь экипаж был поднят по тревоге. Опасность была в том, что у авианосца на борту было 90 самолетов, на которых могло быть ядерное оружие, мы не знали, что они задумали, ведь они за 30 минут могли долететь до Москвы. Но из Североморска навстречу вышла эскадра, подняли авиацию, и мы взяли его в клещи.
— Да, случай захватывающий, повезло, что вовремя заметили их ход.
Владимир Григорьевич прослужил на эсминце 10 лет, начиная от командира зенитно-ракетной установки и заканчивая старшим помощником капитана, по сути, второй человек на корабле. В составе экспедиций он исходил все океаны, кроме Индийского. Оказывается, каждый океан отличается по цвету, никогда об этом не слышала.
Потом Кравцова заинтересовала работа в штабе 7 оперативной эскадры, направление — организация службы войск и безопасность военной службы. Здесь ему встретился второй наставник Радзевский Геннадий Антонович — вице-адмирал, который готовил его к новой работе. Четыре года Владимир Григорьевич прослужил в штабе эскадры, получил звание капитан второго ранга и был переведен на другой корабль, на котором они получили кубок по высадке десанта, участвовали в поднятии подлодки «Курск». В этой бригаде прослужил до 2002 года. Военно-морской флот предложил его кандидатуру в генштаб. Его утвердили, и в 2003 году Владимир Григорьевич переезжает в Москву, где служит в генеральном штабе старшим офицером. Здесь начинается совсем другая служба — все рода войск находятся под контролем генштаба. Что бы ни случилось в частях на территории России, они едут и разбираются. Ему пришлось побывать в Чечне, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, одним словом, облетал всю страну. В 2013 году он проверял готовность всего военно-морского флота, после этого ушел в отставку.
С возрастом все больше стало тянуть на родину, здесь, в Кашарах, у них с женой дача, а в Москве квартира. Ольга Николаевна работает в пенсионном фонде, поэтому не может подолгу уезжать из Москвы, а Владимир Григорьевич приехал в апреле, посадил огород, у него даже теплица есть, он называет это трудотерапией.
Но не хлебом единым, как говорится, волнует нашего капитана состояние дел в Кашарском районе, настроение молодежи. Он хочет заняться наставничеством, сеять патриотизм в молодые души наших детей. Хочется надеяться, что у него найдутся единомышленники, которые поддержат такое хорошее начинание. Сам он чувствует в себе силы и желание помочь молодым правильно расставить приоритеты. По крайней мере, он всегда может положиться на сотрудников районки, мы уже пригласили его в наш Клуб друзей «Слава труду».
Здоровья Вам и успехов, Владимир Григорьевич.