Доклад заведующего Кашарским отделом образования на районной августовской педагогической конференции 2023 года

Доклад заведующего Кашарским отделом образования администрации Кашарского района на районной августовской педагогической конференции 2023 года «Реализация целевых мероприятий по развитию национальной системы образования в рамках Года педагога и наставника».

Цель Года педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность. Минпросвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем.

Задача Года педагога и наставника – не только привлечь внимание к этой профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы.

Цель наставничества в образовательной организации – раскрыть потенциал педагогов, чтобы они самореализовались как личности и профессионалы.

Задачи:

 -создать психологически комфортную среду, чтобы повышать квалификацию педагогов и мотивировать их остаться в профессии;

 -сформировать профессиональную образовательную траекторию педагогов и помочь ее реализовать;

 -создать канал обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого педагога;

 -повысить показатели образовательной организации по реализации основной образовательной программы.

В рамках реализации положений Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Минпросвещения России апробированы механизмы непрерывного профессионального развития педагогических работников через новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».

Год педагога и наставника, безусловно, должен не только сохранить и приумножить лучшие традиции, которые есть сейчас в России, но и обрести новые традиции. Важно, чтобы мы с вами, проводя Год педагога и наставника, отчитывались не только теми мероприятиями, которые есть в плане, но и могли качественно измерить результаты работы. Это и количество вновь привлеченных в школы учителей, и работа по повышению квалификации.

В школах района открываются профильные классы психолого-педагогической направленности. Сейчас такой класс есть в МБОУ Кашарской СОШ объединяющий обучающихся, планирующих связать свою жизнь с педагогикой. С нового учебного года такой класс откроется в МБОУ Первомайской СОШ.

Сегодня в системе общего образования района 350 педагогических работников, из них 280 — учителя.

Мы планомерно выстраиваем систему для повышения квалификации учителей. Организовано на муниципальном уровне повышение квалификации педагогических работников: проведено 2 обучающих семинара, прошли курсы повышения квалификации 134 педагогических работника. Проведено 38 районных методических объединений учителей-предметников.

В рамках национального проекта «Образование» планируется, что к концу 2024 года не менее 40% педагогов пройдут повышение квалификации за счет средств федерального бюджета.

В нашей стране последние годы, в первую очередь решениями Президента России, последовательно принимаются меры по укреплению авторитета и статуса учителей, педагогов в стране. В 2023 году проводилась дальнейшая работа по аттестации педагогических кадров района, что способствовало стимулированию целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий, повышению эффективности и качества педагогического труда. Количество аттестованных в 2023 году педагогических работников составляет: первая квалификационная категория — 4 человека, высшая квалификационная категория- 21 человек.

 В 2023 году состоялся муниципальный конкурс педагогического мастерства «Учитель года-2023», состоялось публичное слушание педагогического опыта участника конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций.

Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя. Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый.

В канун 1 сентября поздравляем педагогов Кашарского района, чей профессионализм, чья преданность делу отмечены Почетными грамотами Министерства просвещения Российской Федерации. За многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодежи, защите прав несовершеннолетних, успехи в развитии творческой активности и трудолюбие награждены:

Хибученко Анна Ивановна, ведущий специалист (по опеке и попечительству) Кашарского отдела образования;

Зыков Валерий Иванович, директор МБОУ Каменской ООШ;

Дмитриева Елена Николаевна, учитель физики МБОУ Кашарской СОШ;

Никонова Наталья Рудольфовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Талловеровской СОШ.

Когда мы начинали свой педагогический путь, нас заботливо подхватили руки наставника. Именно благодаря этому педагогу мы обрели те навыки и знания, которые помогли стать учителем и помогают сейчас. Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково – это специалист, профессионал, у которого можно получить совет и рекомендацию. Своё человеческое тепло и свои знания наставники отдают людям, которые окружают их. Будь то дети, родители или коллеги.

В Кашарском районе есть педагогические династии, члены которых посвятили делу обучения и воспитания детей не одно десятилетие, а несколько семей — в общей сложности более 100 лет каждая. Это семьи Козыревых, Евсеенко и Лопатиных.

Меняются времена, но не меняется педагогическое кредо: учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей и молодых учителей, когда он любит их и свой предмет. Меняются не только программы обучения, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться.

В настоящее время происходит усиление акцентов на формирование гражданской позиции подрастающего поколения. Институт воспитания Российской академии образования ежегодно проводит мониторинг ценностных ориентаций молодежи, результаты которого тревожны: дети не доверяют взрослым – родителям и учителям, при этом учителям в гораздо большей степени, чем родителям; у детей продолжают отсутствовать примеры, «герои», идеалы; не сформирована гражданская позиция. С этого учебного года тема организации воспитательной работы выделена в качестве первоочередной на всех уровнях образования. Одно из направлений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации — защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Существенный вклад в его реализацию обеспечивает система образования путем формирования и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые объединяют нашу многонациональную страну. В рамках единого пространства во всех школах реализован цикл классных часов «Разговор о важном». Темы «Разговоров о важном» включают патриотическое и гражданское воспитание, вопросы экологического и нравственного воспитания, ценностей современного общества и создают единое пространство смыслов и ценностей.

Применение государственной символики России, изучение её истории, один из приоритетов патриотического воспитания. Исполнение гимна и поднятие флага стало школьной традицией, позволяющей взрослым говорить с учащимися о Родине и укреплять в них гордость за страну.

Ключевыми аспектами государственной политики в сфере образования являются обновление содержания образования, выявление и распространение успешных практик воспитания, развитие воспитательной среды. Рабочая программа воспитания является для образовательной организации концептуальным документом долгосрочного действия. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности, формирующие уклад жизни школы, должны охватывать не только урок и внеурочную деятельность, но и специально организованные мероприятия по развитию воспитательной среды, организацию социального партнерства, мероприятий по профориентации. Обязательными составляющими воспитательной среды должны стать школьные театры, детские общественные объединения, музеи, спортивные клубы. Важным элементом воспитательного пространства является включенность в деятельность детских общественных объединений, в движение добровольчества, волонтерства, которые позволяют формировать ценности социально-активной, полезной деятельности. В нашем районе есть примеры целенаправленной работы по созданию воспитывающей среды.

Создаются условия для максимального участия обучающихся в деятельности детских общественных объединений, в движении добровольчества, Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

Активно реализуется проект «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». По соглашению между Министерством образования и администрацией Кашарского района на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных учреждениях предусмотрено средств федерального и областного бюджета в сумме 3 138,1 тыс. рублей.

Эти мероприятия направлены на достижение цели формирования ценности социально-активной, полезной деятельности и формирование гражданской позиции детей.

Еще один важный аспект в работе педагогов – это профориентация. Основная цель этого направления – создание условий для профессионального самоопределения обучающегося, понимание себя ответственным за свою жизненную перспективу и способным вносить вклад в социально-экономическое развитие территории.

Региональным проектом «Успех каждого ребенка» предусмотрено участие детей в профориентационных мероприятиях, в том числе на образовательных платформах «Проектория» и «Билет в будущее».

Хочу обратить Ваше внимание на проект Федерального агентства по делам молодёжи «Большая перемена». Это массовая некоммерческая организация, которая создана для содействия проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участия в воспитании детей, их профессиональной ориентации. Конкурс проводится по 12 тематическим направлениям. В конкурсах Большой перемены в 2023 году приняли участие 1806 обучающихся школ.

Важная роль в модернизации образования сегодня отводится введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В 2022-2023 учебном году введены Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения начального и основного общего образования в 1 и 5 классах всех общеобразовательных учреждений.

Каждое общеобразовательное учреждение провело при подготовке к введению обновленных образовательных стандартов начального и основного общего образования самодиагностику готовности, обеспечило прохождение курсовой переподготовки и методическую помощь каждому учителю, переходящему на обновленные ФГОСы.

Разработаны образовательные программы школ, в которые входят предметные программы для учителей, а также воспитательные программы.

Внеурочная деятельность учащихся в начальной, основной и средней школе- одна из главных частей образовательного процесса, которая способствует реализации в полной мере требований обновленных ФГОС.

Задача педагога сделать учебный процесс интересным, чтобы у учеников появилось желание учиться, поэтому к уроку предъявляются высокие требования.

Современные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационные технологии – все это влияет на результат каждого учащегося. Задача учителей – максимально включить в план уроков новые средства обучения.

Все школы обеспечены учебниками в соответствии с действующим Федеральным перечнем. В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации Институтом стратегии развития образования разработаны примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана. Обеспечена доступность использования информационно методических ресурсов. На портале «Единое содержание общего образования» действует конструктор рабочих программ – удобный и бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам, размещены методические видео-уроки для педагогов, учебные пособия, по актуальным вопросам обновления предметного содержания.

Аналитическая работа, обсуждение итогов, дают нам возможность оценить состояние образования в районе и определить планы на новый учебный год. В 2022-2023 учебном году в государственной итоговой аттестации в 9 классах принимали участие 217 выпускников. Аттестаты об основном общем образовании на 05.07.2023 получили 151 человек. Повторно в резервные дни пересдавали экзамены 59 человек, 7 человек будут пересдавать экзамены в сентябрьский период.

В государственной итоговой аттестации принимали участие 90 выпускников 11 классов, аттестаты о среднем общем образовании получили 83 человека. Не сдали экзамены по русскому языку и математике 7 человек. В дополнительный период в сентябре пересдадут ЕГЭ 3 человека.

Задача муниципальной системы образования – выявить причины низких результатов и разработать систему мер, направленных на устранение данных причин.

Перед нами стоят задачи по усовершенствованию внутришкольной системы оценки качества образования:

— снизить долю обучающихся, не достигающих минимальных результатов по итогам оценочных процедур, выявить и устранить риски понижения результатов;

— расширить практику применения цифровых ресурсов, таких как ГИС «Моя школа» и платформы «Сферум».  

Помимо результатов обучения важными составляющими являются отношение участников образовательных отношений к качеству школьной среды, школьного климата. Удовлетворенность качеством образования участников образовательного процесса является одним из показателей эффективности работы школы.

Результаты мониторинга дают возможность наметить дальнейший вектор развития образовательного процесса и образовательной организации в целом.

Национальный проект «Образование» создает условия для этого. Обновляются технологии, оснащение, учебные пространства.

С 2020 года в школах начали работать «Точки роста» как центры цифрового гуманитарного образования.

Их цель – не только влиять на качество обучения, но и развивать способности талантливых детей, создавать условия для дополнительного образования.

В 2021 году «Точки роста» получили новую естественнонаучную направленность.

Дети будут изучать физику, химию, биологию с использованием цифрового оборудования, а также заниматься творчеством и проектной деятельностью.

Для «Точек роста» получены цифровые лаборатории ученические (физика, химия, биология), демонстрационное оборудование, комплекты химических реактивов, оборудование для демонстрационных опытов и другое оборудование.

Центры также дают ребятам возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах. Для работы в центрах учителя повышают свою квалификацию. В 2022 году «Точки роста» открылись еще в 7 школах района. На обновление материально технической базы для формирования у обучающихся современных технологий и гуманитарных навыков для МБОУ Кашарской СОШ в 2023 году предусмотрено средств на сумму 1 002,6 тыс. рублей, в том числе областного бюджета-973,5 тыс. рублей, местного бюджета-29,1 тыс. рублей.

В целях достижения стратегических целей и выполнения задач ежегодно проводятся мероприятия по развитию, укреплению учебно-материальной базы образовательных учреждений района.

За 1 полугодие 2023 года в бюджете на развитие отрасли «Образование» профинансировано и израсходовано 306 698,4 тыс. руб.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» продолжалась работа по использованию автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования». В систему введены 335 программ дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования и в 22 общеобразовательных школах. Зарегистрировано в «Навигаторе» 1605 детей.

Обучающимся созданы условия для предоставления дополнительного образования с учетом индивидуальных образовательных потребностей. В районе функционируют 3 организации дополнительного образования детей с общим охватом 1107 человека (61 % детей школьного возраста от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях), занимающихся по 5 направлениям и 9 видам спорта.

В 2023 году предоставлены услуги дополнительного образования для 67 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории района.

С сентября этого года учреждения дополнительного образования переходят на персонифицированное финансирование.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады в 2023 году принимали участие 211 учащихся, 21 стали победителями и призерами. В региональном этапе олимпиады по географии принимал участие 1 обучающийся.

В течение 1 полугодия 2023 года проведена работа по оздоровлению детей в каникулярный период: организовано 19 пришкольных площадок, на которых было оздоровлено 235 детей и 21 пришкольный лагерь, в которых оздоровлено 253 ребенка.

Проведен текущий ремонт зданий образовательных учреждений. За счет муниципального бюджета выполнены работы и проведены мероприятия в образовательных учреждениях по приведению зданий и сооружений в соответствие с требованиями пожарной и антитеррористической безопасности, проведены мероприятия по обеспечению санитарного состояния и содержания помещений установленным требованиям. Осуществляется модернизация инфраструктуры оздоровительного лагеря «Чайка» за счет муниципальных и региональных средств.

Сегодня все образовательные организации прошли приёмку к началу учебного года. Большое спасибо педагогическим коллективам образовательных учреждений, спонсорам и родителям, участвовавшим в подготовке школ и детских садов к новому учебному году.

Исходя из анализа сложившейся ситуации в системе образования района можно поставить следующие задачи на предстоящий учебный год:

— модернизация общего образования, обеспечивающая современное качество образовательного процесса;

— развитие системы воспитания и дополнительного образования детей;

— обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— поддержка и педагогическое сопровождение одаренных детей;

— подготовка педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, привлечение молодых педагогов, развитие наставничества.

Работа по признанию особого статуса педагогических работников и наставников не начинается и не заканчивается тематическим Годом, она идет уже на протяжении длительного времени и не должна завершиться, когда закончится календарный год.

Быть учителем — огромная ответственность.

Педагог-новатор Василий Сухомлинский утверждал, что самое важное в профессии учителя, в роли наставника — не потушить тот огонек в ребенке, который заложен природой: пытливость, любознательность, образность мышления, тягу к познанию нового. Такие мудрые слова можно сказать не только про ребёнка, но и про молодого педагога!

Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто учит, любит, воспитывает, «проживает» с детьми трудные и счастливые моменты.

Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом древнем процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «что посеешь, то и пожнёшь».

Уважаемые учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных учреждений! Дорогие ветераны и молодые специалисты, работники муниципальной системы образования! Поздравляем вас с началом нового 2023 – 2024 учебного года!

Разрешите поблагодарить коллективы всех образовательных организаций за приложенные усилия, направленные на повышение качества образования, за маленькие и большие победы ваши и ваших учеников.

Желаю вам крепкого здоровья, энергии, творческого задора для реализации поставленных целей, интересного, успешного и результативного учебного года!

__________________________________

Другие публикации по теме: Определен победитель: завершился районный этап конкурса «Учитель года 2023»

Поделиться с друзьями
Слава Труду
Добавить комментарий

Каждый комментарий проходит проверку, после успешной модерации он появится на странице публикации.