Более 400 лет назад, 3 марта 1613 года, Земский собор избрал русским царем Михаила Федоровича Романова, родоначальника правящей династии в России на следующие 300 лет. Оказывается, донское казачество сыграло решающую роль в итоговом выборе Земского Собора.
Во время осады Кремля и изгнания поляков из Москвы сложилась тяжелая политическая обстановка, но, несмотря на это, казаки остались под Москвой. Их удерживало то чувство, которого не нашлось у земских людей — чувство глубокой любви и жалости к несчастной гибнущей Родине и желание во что бы то ни стало спасти ее от окончательной гибели.
«В этих простых сердцах прирожденных воинов жил неистребимый инстинкт государственности. Может быть, они не умели выразить словами, но глубоко чувствовали, что с гибелью Москвы России как самостоятельному государству наступит конец, а с гибелью России должно поздно или рано сгинуть единокровное и единоверное ему казачество», — писал замечательный казачий историк И.А. Родионов в своем историческом труде «Тихий Дон».
В начале 1613 года в Москву на «Собор всей Русской земли» съехались представители всех сословий и социальных групп России для избрания нового царя. В числе донских атаманов и казаков на Соборе присутствовал и легендарный атаман Феофилакт Межаков. Вокруг кандидатуры будущего царя развернулась борьба. Каждая из боярских династий старалась поставить на престол своего представителя. Единодушие было лишь в одном: отвергнуть кандидатуры польского и шведского королевичей и на престол российский ставить «природного русского государя». Но договориться они не могли. В числе претендентов на трон были князья Пожарский, Голицын, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, но ни одна из кандидатур не набирала нужного количества голосов.
И тут «какой-то дворянин из Галича, – отмечал В.О. Ключевский, – откуда производили первого самозванца, подал на Соборе письменное мнение, в котором заявил, что ближе всех по родству к прежним царям стоит Михаил Федорович Романов, а потому его и надобно избрать в цари».
Однако старое родовитое боярство было против кандидатуры Романова, раздались сердитые голоса – кто принес такое писание? И в этот напряженный момент из рядов донских казаков вышел атаман Межаков и, подойдя к столу, положил на него свое «писание».
— Какое это писание ты подал, атаман? – спросил его князь Дмитрий Пожарский.
— О природном царе Михаиле Федоровиче, — отвечал Межаков.
«Этот атаман, — пишет Василий Ключевский, — будто бы и решил дело: «прочетше писание атаманское и бысть у всех согласие и единомыслен совет», — пишет один бытописатель. Михаила провозгласили царем».
В начале марта 1613 г. Выбранный Собором царь был утвержден в этом звании представителями всех земель русских. 11 июня 1613 г. Михаил Федорович венчался на царство…
Дальнейшие сведения о донском атамане Феофилакте Межакове с этого времени отсутствуют.
Фото: Алексей Кившенко «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»
__________________________________
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: