Сталинградская битва стала не только началом коренного перелома в ходе войны, но и символом несгибаемой стойкости советского народа. Воспоминания тех времен продолжают свидетельствовать о жертвах и героизме, которые стали частью национальной памяти. Сегодня наша задача сохранить и восстановить их все. В 1965 году к юбилею Великой Победы свои воспоминания рассказал рабочий колхоза «Правда» М. Чугуев.

«Шел 1942-й год. Год суровых и тяжелых испытаний для советского народа. На фронте второй год гремела канонада и лилась кровь людей, одетых в военные шинели. Солдаты, офицеры, партизаны с оружием в руках боролись с фашистскими полчищами, а люди, оставшиеся в тылу, трудились в промышленности и в сельском хозяйстве, готовя материальную базу для разгрома врага.
В этот период я был мобилизован и по состоянию здоровья направлен в трудовую армию за Волгу. Здесь нас определили в 4-й прорабский пункт 1-го стройучастка Дорстроя РУЖД, которому было дано задание построить железнодорожный путь Сталинград-Верхняя Ахтуба с тем, чтобы иметь связь с Саратовом не только по реке, но и по железной дороге.
В 1942 году город на Волге приобрел решающее значение. Удержать его в своих руках – значило выиграть войну. А чтобы его удержать, нужно было напряжение всех сил. Единственный путь сюда из тыла вел по Волге, но река на большом протяжении простреливалась врагом, минировалась, а в зиму замерзала. Перед нами стояла задача – построить дорогу в кратчайшие сроки.
В марте началась распутица. Дожди сменялись морозами. Расчищали землю от снега, укладывали шпалы и рельсы, чтобы пустить мотовоз с платформами для подвоза земли под насыпь и других строительных материалов. Долбили мерзлую землю, глину и песок ломами, кайлами, лопатами, а грузили носилками, тачками… Вот и вся техника. Работали днем и ночью, в дождь и в стужу, пробиваясь метр за метром. А если к этому добавить, что нас систематически бомбили и обстреливали немецкие самолеты, можно понять, что условия были не лучше фронтовых. Многие не вернулись с этой стройки.
Но мы не жаловались на трудности и работали изо всех сил. Правительственное задание было выполнено в срок. Наш труд не пропал даром. Он способствовал великой победе на Волге – разгрому гитлеровской армии».
Справка
Быстрая потеря западных областей страны в начале Великой Отечественной войны потребовала незамедлительной эвакуации промышленных предприятий и населения за Волгу и на Урал. С июля по ноябрь 1941 года в Сталинград и его окрестности были эвакуированы 32 предприятия и более 450 тысяч человек.
В этой связи в промышленном Сталинграде возникла необходимость обеспечения непрерывной доставки сырья, топлива и продукции с индустриального Урала. Грузы поступали по РУЖД в Саратов или Владимировку (сегодня — Ахтубинск, на левом берегу Волги), где товары перегружались на волжские речные суда для транспортировки в Сталинград. Этот маршрут осложнялся, особенно в зимнее время, что приводило к значительным трудностям с поставками. В связи с этим было принято решение о строительстве железной дороги. Работы шли в условиях строгой секретности под видом строительства промышленной ветки от песчаного карьера.
Строительство велось участками с обеих сторон навстречу друг другу, и в марте 1942 года дорога была сдана в постоянную эксплуатацию, включая паромную переправу в районе посёлка Спартановка, пригорода Сталинграда. Переправа функционировала в режиме «челнока», круглосуточно перевозила сотни двухосных вагонов до захвата немцами посёлка 23 августа 1942 года.