Крепко пограничное братство…

Мы не раз слышали о том, что существует такое понятие как «Пограничное братство». Это подтвердили пограничники, приехавшие в Кашары по приглашению В.Г. Цвыченко на встречу. С разных уголков страны слетелись однополчане, чтобы в очередной раз вспомнить молодость проведенную на заставе. О том, как проходила их встреча, наш рассказ.


Warning: Undefined variable $thumbnail_html in /var/www/kasharynews.ru/data/www/kasharynews.ru/wp-content/themes/reboot_child/template-parts/content-single.php on line 136

Ты давно отслужил, седина на висках,
Но душою ты там, в пограничных войсках.
И родную заставу будешь помнить всегда,

Не бывает ведь бывшим погранец никогда!

Эти строки могли бы послужить эпиграфом к нашей статье. Ведь сегодня мы хотим вспомнить недавнюю встречу друзей-пограничников на Кашарской земле.

Этим «ребятам» чуть больше 60-ти, призыв 1978-1979 годов. Казалось бы, солидный возраст, почти все пенсионеры, однако эти встречи сбрасывают с их плеч как минимум 40 лет. Наверное, именно поэтому они так стремятся встретиться вновь и вновь. Правда, так было не всегда. После дембеля все разъехались по домам, 80-е годы. Кто помнит, это расцвет эпохи застоя, как тогда говорили. Однако по этому застою многие ностальгируют до сих пор. Ну, посудите сами: народ был обеспечен работой, жильём, бесплатными учёбой и медицинским обслуживанием. Правда, за колбасой ездили в Луганск, так ведь недалеко, да и было за что купить, помните, мешками везли. Жили все примерно одинаково. Вот и наши герои вернулись к привычной жизни: молодые, энергичные, кто пошел на производство, кто учиться, а кто и жениться надумал. Вспоминали при случае службу на границе. Так шли годы, рождались дети, кто-то строил бизнес, кто-то уехал на Север подзаработать.

Но среди всех, к счастью, нашёлся один очень неравнодушный и активный товарищ, Виталий Николаевич Конутенко. Это ему признательны все бывшие однополчане. Если бы не он, вряд ли их жизни украсились такими замечательными эмоциями, о которых никто не может говорить равнодушно. Их переполняют чувства, они на глазах молодеют, а в их сердцах рождаются благородные порывы, свойственные только молодости. Это ли не счастье? Честно говоря, глядя на них, завидуешь им белой завистью. Ведь это замечательно, когда есть люди, которым можно сказать: «А помнишь?», несмотря на то, что это было 40 лет назад.

Вот и в этот раз, эта фраза прозвучала несчетное количество раз. Встреча со слезами на глазах (это не красное словцо — так было на самом деле) запомнится сослуживцам надолго. Не только хлебосольным застольем встретил однополчан В.Г. Цвыченко, но и организовал культурную программу: посмотрели местные окрестности, отстояли службу в местном храме, даже звонили в колокола, экскурсия в местный краеведческий музей, куда погранцы передали фляжку, подсумник для магазина, коногонку, журнал наблюдения передвижения наряда. Затем была рыбалка, шашлык, песни и т.д. Дозвонились всем, кто не смог приехать в Кашары. Такие встречи проходят ежегодно на протяжении последних 20 лет, только в разных уголках нашей Родины.

-Знаете, — обращаясь ко мне, говорит В.Г. Цвыченко, — это непередаваемое чувство осознавать, что ты ходишь по краю своей земли, русской.

Помнится Владимиру Григорьевичу, как спустя годы он услышал в телефонной трубке:

-Цветочек — это ты?
Внутри все перевернулось, ведь только там, на дальних рубежах, в годы армейской службы к нему обращались так… После короткой паузы голос предложил узнать звонившего. Немного подумав, наш земляк с первого раза узнал Васю Сивоплясова. Сейчас у всех бойцов той заставы по пятницам телефонная перекличка.

Вернемся к героям встречи. Символично, что Виталий Николаевич (инициатор и организатор первой встречи) был на заставе связистом. Кстати, стал им случайно. Его отец был радиолюбителем, первым в районе открыл частную радиомастерскую. Виталия тоже привлекала деятельность отца, он вечно крутился рядом, что-то паял, как мог ремонтировал, одним словом, поднаторел. И вот однажды на заставе случилась «сработка», так пограничники называют ситуацию, когда срабатывает сигнализационная система (она работает на разрыв-замыкание). Причиной срабатывания сигнализации может быть реальный нарушитель, а может и животное, техническая неисправность. Но в любом случае «сработка» ставит под ружье всю заставу: перекрывается весь рубеж по линии границы. Тревожная группа выдвигается на участок, где произошла «сработка», и устанавливает причину. Остальные пограничники проверяют весь участок и контрольно-следовую полосу. В тот раз всё случилось ночью, причем был ливень, все промокли. А связисты никак не могли исправить неполадку. Виталий по привычке заинтересовался и увидел, что ребята действуют неправильно. Он подсказал им как лучше сделать, они удивились, но прислушались, и всё получилось. Потом один из связистов, он, кстати, был земляком Виталия, доложил о нём начальству. Его немного подучили, и так стал он связистом. Хотя продолжал нести основную службу, ведь весь личный состав заставы несет службу по охране границы, включая даже кочегаров, поваров и хлебопеков. К слову сказать, у Виталия Николаевича успешный строительный бизнес, но в сердце до сих пор юношеское увлечение радиоспортом, ему он отдаёт всё свободное время. Оказывается радиоспортсменов очень много во всём мире, проводятся международные и внутрироссийские чемпионаты. 6 раз Виталий Николаевич становился победителем в России и 2 раза в Америке. Он мастер спорта по радиоспорту.

И всё-таки меня занимал вопрос, как удалось Виталию Николаевичу собрать своих сослуживцев. Конечно, у них были дембельские альбомы с адресами, но прошло 30 лет (демобилизовались в 1980-м). Писать письма нерационально, помогли друзья-радиолюбители. Первым Виталий нашёл Сергея Николаевича Колыжихина (г. Раминское, в Подмосковье), для которого это оказалось полной неожиданностью, так как в течение 30 лет они не имели связи. Затем Виталий Николаевич, воспользовавшись инетом, находил номера местных администраций и слёзно уговаривал сотрудников посодействовать. А так как на этих должностях чаще всего работают женщины, достучаться было проще. В поиск включились родственники, знакомые, знакомые знакомых. В одной администрации ему сказали:

-Да у нас замглавы тоже пограничник.

-Как фамилия?

-Смоляков Александр Иванович.

-Не может быть, это мой однополчанин!
И так тоже бывает. Сергея Незнахина искал на Украине, а нашёл в Копейске Челябинской области. Представьте, он оказался поэтом, на его стихи написано немало песен, также гимн их пограничного отряда. Некоторых находили в процессе: сели в машину с Иващенко и Костенко, узнали, где живет Михаил Порохня, приехали, он собрался за полчаса и уже ехал с друзьями. Нашли, где живёт мать Василия Сивоплясова. Она оказалась настоящей матерью пограничника: расспросила всё – кто такие, откуда знают Васю и т.д. Вася тоже приехал в момент, радости не было предела.

К сожалению, в этом поисковом процессе были и огорчения, дожили не все. С особым нетерпением Виталию хотелось встретиться с Валерием Калужным. За 2 недели до дембеля они пошли в дозор, Валерий, он был инструктором собак, говорит: «У меня есть фотоаппарат и цветная плёнка, давай пофоткаем всё на память». Это было лето 1980 года. Плёнку Виталий забрал домой, сразу не проявил, через год уехал в Краснодар учиться в строительном вузе, короче, уже в 2010 году в каком-то московском фотоателье ему проявили плёнку. Снимки получились, причем цветные, хотя никто не верил, просто чудо какое-то! И вот эти фото Виталий вёз на встречу с Валерием, но оказалось, что его уже 8 лет нет на этом свете. Печально, но это жизнь.

Впервые встретились в 2011 году в Донецке, гуляли 2 дня, их было 18 человек. Василий Николаевич Сивоплясов рассказывает, что к ним подошёл один дедок и спрашивает: «Откуда, ребята?» Они ему ответили, а он говорит: «40 лет в этот парк хожу, а своих однополчан так и не встретил, какие вы молодцы!» Три года встречались в Донецке, пока не началась война, а потом стали собираться в станице Староминская Краснодарского края у Юрия Андреевича Костенко. Он рассказывал, что на берегу реки у него что-то вроде базы отдыха. Даже установлен пограничный столб. Когда приезжают ребята, они разбивают палатку на 30 человек. В программу праздника включены построения, боевой расчет, дежурства, всё максимально приближено к реальной обстановке, часовые дежурят всю ночь, всё серьёзно, по-взрослому, хотя очень напоминает игру, ведь не зря говорят, что мужчины — это вечные дети, хоть и такие мужественные.

Лично меня сильно волнуют те эмоции, которые доводят их до слёз, а происходит это именно при воспоминаниях о днях службы на заставе и об их встречах. В 2019 году приехали более 30 человек, был и начальник заставы Николай Андреевич Ханьжин, сейчас он проживает в Перми. В то время, когда они служили, он был старшим лейтенантом, теперь – полковник, побывал в различных горячих точках, но сохранил душевное тепло и любовь к своим однополчанам. В следующем году у него 70-летний юбилей, ребята уже сейчас активно обсуждают программу праздника, возможно, пригласят его к нам в Кашары, хорошо бы, а может, сами поедут к нему. Известно лишь то, что этот человек их сплотил, и они благодарны ему сыновьей любовью и уважением.

А в этом году, как вы уже поняли, уважаемые читатели, встреча произошла у нас. Инициатором стал Владимир Цвыченко, которого мы все прекрасно знаем. Я общалась со многими приехавшими на встречу, мнения абсолютно совпадают, все очень довольны. Вспоминают, что душевно посидели, возложили цветы к пограничному столбу. Им понравилось у нас, значит, приедут ещё.

Ну а главное, чем привлекают встречи наших героев, это общение, общие воспоминания. Они несли службу на турецко-армянской границе. Недалеко от поселка Маркара находилась пограничная застава №16. Граница проходила по реке Аракс. Реку пересекал мост, по которому можно было проехать из Армении в Турцию. Здесь и находился охраняемый шлагбаум, где выставлялся часовой.

О том, как их встретила армянская земля, рассказывает Владимир Иванович Иващенко:

-Нас призвали весной 1979 года. В марте был сильный разлив Аракса. Представьте приграничную полосу, где стоят столбы высотой 2,5 метра, так вот, видна была только верхняя часть столбов. А когда вода ушла, остались наносы песка, догадайтесь, кому пришлось откапывать столбы? Мы там дневали и ночевали, причем с автоматами. Разливы случались каждый год, мы строили насыпи высотой 4 метра и шириной 6 метров, но и они не спасали, вода легко их преодолевала и заливала подвалы местных жителей. А однажды в мае нас с Юрой Костенко накрыл такой дождь, какого я никогда в жизни не видел, и хоть у нас была одна плащ-палатка на двоих, сапоги были доверху полные воды, вся одежда промокла, правда, дождь был теплый.

Вспоминал Владимир Иванович и более опасные случаи. Когда в 1980 году был переворот в Турции, их подняли по тревоге в 22-00. На турецкой стороне стреляли, горели скирды, там располагались 2 аула, на нашу сторону не покушались, но у пограничников была задача не пропустить нарушителей, ракеты светили, как днём. В ту ночь их и не было, но на второй и третий день задержали двоих, одного достала собака, кстати, на заставе их было 6, а второго задержал часовой на 17 заставе.

Василий Николаевич Сивоплясов подметил, что на границе служили в основном ребята из сельской местности, ведь сельские парни более трудолюбивые, дисциплинированные, выносливые. Пограничник занят постоянно.

Пришел боец с наряда, полчаса у него на чистку оружия и 8 часов на сон. Пару раз поднимут по тревоге, уже не выспался. А ведь, кроме самой службы, работы на заставе предостаточно. Нужно было печь хлеб, готовить еду, убирать, стирать, топить баню и т.д. Было даже подсобное хозяйство: куры, свиньи, ими тоже надо заниматься. Кроме того, были еженедельные стрельбы, учения, в том числе политическая подготовка. Проводились соревнования между заставами. А что такое соревнование — это марш-бросок с преодолением полосы препятствий, в противогазе и со всей амуницией. Преодолевали воду, грязь, перебирались по канату над пропастью глубиной 50 метров. И не было случая, чтобы кто-нибудь сорвался, ребята все были крепкие, выносливые. Иващенко вспоминает, что кормили их хорошо, каждый день давали сгущёнку, паштеты, ночью на дежурстве – доппаёк, печенье, редко шоколад.

Еще вспоминают ребята, что у них было очень музыкальное отделение: в свободное время Леонтий Анатольевич Буденный играл на баяне, а запевалой был Владимир Иванович Иващенко. Кстати, он и сейчас в свободное время поёт в казачьем хоре. А ещё очень важная деталь, все говорили о том, что застава – это одна семья, граница в сердце на всю жизнь. Конечно, как и в каждой семье, были какие-то недоразумения, но не было дедовщины, все относились друг к другу с уважением и теплотой, а иначе, стали бы они столько лет встречаться?

Их столько лет объединяет пограничное братство, а по жизни не один раз каждый из них столкнулся с пограничной солидарностью.

-Первый раз это было, когда пришел на дембель, — окунувшись в воспоминания, говорит В.Г. Цвыченко, — таксист узнал, что я служил на границе, в знак благодарности катал меня весь день по городу и не взял ни копейки.

На свою заставу в Армению они ездили дважды, как уверяют, там ничего не изменилось. Нашли даже выцарапанную запись на здании комендатуры «ДМБ 78-80». Общались с местными, из тех кто по-старше, вспомнили их. В августе Юрий Костенко опять туда собирается, спрашиваю:

-Зачем так часто, вы же недавно были?

-Ностальгия…
Ответ короткий, но красноречивый.

Мы в запас никогда не уходим,
В наших душах граница всегда.
Мы друг друга по взгляду находим,
В унисон бьются наши сердца.
Часто ночью застава нам снится,
Боевые друзья и наряд.
Пограничнику есть чем гордиться,
В его сердце границы заряд.

Поделиться с друзьями
Слава Труду
Добавить комментарий

Каждый комментарий проходит проверку, после успешной модерации он появится на странице публикации.