Учителя — это особые люди, особенно сельские учителя того послевоенного поколения. Об одном из педагогов наш рассказ. Сегодня герой статьи — Мария Ивановна Лопатина.
Поводом к этому рассказу послужил звонок нашего земляка из поселка Индустриального Кашарского района. Он просил написать об их учительнице немецкого языка Марии Ивановне Лопатиной, которая преподавала у них в школе, а сейчас проживает в Кашарах.
Мария Ивановна, несмотря на свой почтенный возраст, а ей уже 88, живет самостоятельно в уютной квартирке. Обслуживает себя сама, не привлекая соцработников. Она достаточно энергична, доброжелательна, имеет прекрасную память и с удовольствием делится воспоминаниями.
Свой рассказ она начала издалека, с дореволюционных времен, когда её отец Сипетов Иван Васильевич был еще ребенком. Родом он из Сариновки, однако благодаря вмешательству в свою жизнь неравнодушного друга семьи он попал в Тбилиси, где сначала окончил школу, а потом выучился на бурового мастера. Однажды он приехал на родину и встретил Анну Васильевну Дудникову, которую выбрал спутницей своей жизни. И, несмотря на то, что они знали друг друга всего несколько дней, девушка приняла его предложение, вышла за него замуж, и молодая семья уехала в Грузию.
В силу своей профессии Ивану Васильевичу приходилось часто менять место жительства, осваивая новые месторождения нефти. Семья, в которой уже было двое детей, следовала за ним, так продолжалось до мая 1941 года. Анна часто болела, видимо, не подходил климат, и Иван отправил ее с детьми на родину, пообещав через месяц к ним присоединиться. Но известие они получили от него только в июле, в котором он сообщал, что находится в Миллерово и отправляется на фронт. Больше они его не видели, в 1943-м пришла похоронка, в которую не хотелось верить. Так и остались жить в Первомайке, тяжелые это были годы, как для всей страны, так и для маленькой семьи, оставшейся без опоры.
На момент начала войны маленькой Маше было шесть лет, братику Васе – три. Мария Ивановна вспоминает, что после того, как ушли немцы, сразу открылась школа, и она самостоятельно пошла учиться с соседским мальчиком. Школу не топили, было очень холодно, не было ни книг, ни тетрадей. Нашли карандаши и старые газеты, писали на них. Потом стали писать ручками, вместо чернил разводили сажу. Я неспроста описываю эти подробности, дело в том, что, несмотря на трудности учебы, дети очень старались, бегали друг к дружке, у кого были учебники, занимались по вечерам, днем помогая по хозяйству родителям. Маша рано стала самостоятельной, её назначали пионервожатой в младшие классы, выпускала с одноклассниками школьную стенгазету, заметили, что у неё очень красивый почерк, стали приглашать в Совет писать квитанции, после восьмого класса всё лето она работала статистом. В 9 классе директор предложил ей работать старшей пионервожатой. Окончив школу, Мария Ивановна поступила заочно в Ростовский учительский институт на факультет иностранных языков. Через два года её как молодого специалиста направили преподавать в Усть-Мечетинскую школу, при этом она продолжала учиться. Представляете, она до сих пор хранит свои конспекты, исписанные каллиграфическим почерком.
Примерно через год к ним в школу приходит молодой физрук Александр Яковлевич Лопатин, он отслужил в армии и поступил заочно в пединститут. Сама судьба свела этих людей под крышей одной школы, через год они поженились. Вскоре их перевели в Верхнегрековскую школу, так как здесь стало мало учеников. Родился сын Александр. В Верхнегреково они проработали 7 лет, и их опять переводят, теперь уже в Индустриальную школу. Мария Ивановна решает получить высшее образование и поступает в Ростовский пединститут на заочное отделение. Несмотря на то, что за плечами у неё был учительский институт, учиться пришлось пять лет, так как полностью изменилась программа. Но это не огорчало молодую учительницу, ей нравился образовательный процесс, сколько раз её потом отправляли на всевозможные курсы, так она повышала квалификацию и мастерство педагога.
Именно с Индустриальной школой у неё связаны самые яркие воспоминания. Здесь были удивительные ученики – умные, инициативные, рвущиеся к знаниям. Мария Ивановна легко находила с ними общий язык, они помогали ей, а она им. Вместе оформляли кабинет, готовились к праздникам, делали стенгазету, ходили на экскурсии по району, ездили в Волгоград. Дети переписывались с немецкими друзьями из Германии.
— Частенько мой класс, в котором я была классным руководителем, занимал первые места, за что нас награждали поездками, выделяли автобус, для детей это были незабываемые впечатления, — с молодым блеском в глазах вспоминает опытный педагог.
— Кто Вам больше всего запомнился?
— Были очень хорошие ребята, например, Сережа Щербаков, Алексей Андропов, Гена Кизименко, а Люда Пивоварова и еще одна девочка, к сожалению, память уже подводит, стали преподавателями немецкого языка. Я помню всех своих учеников, часто перебираю их в памяти, а что мне еще остается, — делится Мария Ивановна.
В 1990 году она пошла на пенсию, могла бы еще поработать, но не сложилось с новым директором. Без дела не сидела, в хозяйстве были две коровы, козы, птица и большой огород. Долгими зимними вечерами вязала из козьего пуха платки, шарфы, косынки, носки, а еще увлекалась вышивкой.
Сильно болел муж Александр Яковлевич, долго лежал в больнице в Ростове и у нас в Кашарах. Выйдя из больницы, не мог работать физруком, преподавал историю и географию, так как обладал энциклопедическими знаниями. Но с годами здоровье подвело, и в мае 2007 года его не стало.
Общий педагогический стаж у Марии Ивановны 40 лет, первая её медаль — «60 лет Советской власти», а вторая — к 100-летию рождения Ленина, кроме того, она получала грамоты и денежные премии, звание «Ветерана труда».
Сын Александр после института работал в полиции, сейчас уже на пенсии. Внук и внучка получили высшее образование, имеют семьи, занимаются бизнесом. А Мария Ивановна и сейчас не скучает, очень много читает, занимается цветами в палисаднике, встречается с подругами. К сожалению, многих уже нет, а другие болеют.
— Редеют наши ряды, — сетует она, — а что поделаешь – возраст.
Не хочется заканчивать статью на такой печальной ноте… Давайте чаще вспоминать наших учителей, звонить им не только в праздники, но и просто так. А Марии Ивановне пожелаем многие лета без болезней и огорчений.