Маркировка – это нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик.
Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации.
Для возможности осуществления правильного выбора товара потребителям важно обладать необходимой и достоверной информацией о товаре, которую продавец обязан своевременно довести до покупателей (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
При приобретении потребителями в магазинах товаров детского ассортимента необходимо прежде всего обратить внимание на маркировку изделия, которая включает в себя в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее – ТР ТС 007/2011) следующее:
– наименование страны, где изготовлена продукция;
– наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
– наименование и вид (назначение) изделия;
– дату изготовления;
– единый знак обращения на рынке;
– срок службы продукции (при необходимости);
– гарантийный срок службы (при необходимости);
– товарный знак (при наличии).
Информация должна быть представлена на русском языке в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировке или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Для импортной продукции допускается наименование страны изготовителя, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
Продукция для детей и подростков, как любая другая продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Маркировка продукции для детей и подростков имеет свои особенности. Если на маркировке имеются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания, то это должно быть подтверждено соответствующими документами (например, наличие документа, подтверждающего проведение клинических испытаний и прочие).
Маркировка посуды и изделий санитарно-гигиенических и галантерейных должна содержать обозначение материала, из которого изготовлено изделие и инструкцию по эксплуатации и уходу.
Изделия, по форме и виду аналогичные применяемым изделиям для пищевых продуктов, но не предназначенные для контакта с пищевыми продуктами, должны иметь маркировку «Для непищевых продуктов» или указание их конкретного назначения.
Маркировка сосок молочных и сосок-пустышек должна наноситься на закрытую упаковку и содержать гарантийный срок службы, инструкцию по использованию, хранению, гигиеническому уходу за изделием.
Изделия санитарно-гигиенические разового использования для ухода за детьми должны иметь инструкцию, содержащую информацию с указанием назначения, размера, рекомендаций по правильному выбору вида и размера изделия, способов ухода за изделием и его утилизации (при необходимости).
Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что в целях ограждения детей от некачественных товаров, обеспечения безопасности их жизни и здоровья, необходимо изучать информацию о товаре перед покупкой, в том числе об обязательном подтверждении соответствия данного вида товаров установленным требованиям законодательства о техническом регулировании.
В.В. Круглов, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Шолоховском, Верхнедонском, Боковском, Кашарском районах