Ожившая память: сольные путешествия М.Н. Никитенко из Кашар

Наша рубрика в очередной раз оживила память наших читателей. На этот раз в свой семейный альбом заглянула М.Н. Никитенко из Кашар, член Клуба друзей «Слава труду». Старые снимки напомнили ей о путешествиях, которые случились много лет назад, о молодости и невозвратном времени.

М.Н. Никитенко, член Клуба друзей "Слава труду", сл. Кашары

В современном мире, наверное, каждый ждет не дождется отпуска, чтобы отправиться в очередное путешествие на море или по городам страны, а то и за границу махнет. Благо, доступно сейчас многое. Зашел в турагентство – и ты уже загораешь на пляже у какого-нибудь побережья. Раньше было намного сложнее, да и где же простому сельскому жителю взять столько времени, чтобы, бросив на произвол судьбы громадное хозяйство, позволить себе несколько недель понежиться под солнцем, наслаждаясь легким морским бризом. Однако в моей жизни было несколько путешествий – всего три-четыре раза я на несколько дней покидала дом и попадала в совершенно иной для себя мир. Прошло много лет, все стало забываться, но снимки в старом альбоме напомнили мне эти истории, которыми решила поделиться.

Поездка на Север

В начале семидесятых моя сестра уехала жить на Север. Обосновалась она с семьей в поселке Белое море, это недалеко от маленького приморского городка Кандалакша Мурманской области. По ее рассказам я знала, что север – это обилие рыбы. Какой ее только там не было, в отличие от нашего сельмага, куда иногда привозили кильку в бочках, да и все, пожалуй. И вот зимой решилась – поеду в Заполярье рыбы поесть да и сестру проведаю (к тому времени у нее родилась дочь – как не поехать?).

Собиралась я недолго. Думаю: «Самое главное, — тепло одеться, ведь это ж север…»

Достала шубу, валенки, набрала гостинцев – и в путь. Все ничего, но прямого поезда в ту сторону нет, пришлось добираться с пересадкой в Москве. Что ж, ничего не поделаешь, даже хорошо — заодно появилась возможность и столицу посмотреть. В Москве сдала сумки в камеру хранения и отправилась на автобусную экскурсию. Тогда это было модно, многие автобусы с гидами колесили по определенным маршрутам, давая возможность гостям столицы познакомиться с ее достопримечательностями. Все бы ничего, да только, как выяснилось, что одета я не совсем по сезону. В городе оттепель, слякоть, а я в валенках.

Хожу по ВДНХ и вместо того, чтобы местными красотами любоваться, со стыдом наблюдаю за мокрыми следами, которые оставляют мои валенки на сухом асфальте, да и в шубе совсем запарилась – хоть снимай ее.

А вот у Спасской башни, пока экскурсовод рассказывал нам что-то из ее истории, я все ждала, что ко мне подойдет какой-либо корреспондент и спросит: «Почему Вы так одеты?» И я ему в мечтах с гордостью отвечала: «Я еду на Север». Но ничего подобного не случилось.

Позже дождалась свой поезд и отправилась дальше, а ехать еще почти двое суток. Согласно билету, мне досталась верхняя полка – забралась туда, да так и пролежала практически все это время. Соседи по купе даже беспокоиться стали по этому поводу. Но ничего…

Казалось бы, на этом всё – мои приключения в дороге закончились. Да не тут-то было… То ли проводница оказалась невнимательная, то ли я не так объяснила что-то, но в итоге меня по ошибке высадили не в поселке Белое море, куда я так стремилась, а в городе Беломорске, в Карелии. А это, не доезжая до нужной мне станции, еще 200 километров. Что делать? Почти двенадцать часов ночи, вокруг темнота, вокзал уже закрыт. На улице, на лавке, парочка слегка подвыпивших гуляк. Страшновато… Но благо чуть поодаль стоит киоск какой-то. Там кассирша. Постучалась. Узнав в чем дело, женщина, дежурившая в ту ночь, по рации связалась с поездом, идущим следом. Машинист пошел нам навстречу и, хотя остановки в том городе по графику не было, распорядился, чтобы поезд замедлил ход. Меня моментально втолкнули в один из вагонов, и я в конце концов уже буквально через три-четыре часа оказалась в нужном месте.

Однако нужно было еще добраться до дома, ведь меня никто не встречал, так как не знали, что приеду. Пришлось надеяться только на себя. Стоит сказать, что в зимнее время там долгая полярная ночь. Вокруг темно, только кое-где фонари, да снег отсвечивает. Сугробы внушительные. От вокзала к домам тропинка протоптана, я и пошла по ней со своими чемоданами, понимая, что идти надо только прямо. Если сделаешь шаг в сторону – то тут же провалишься практически по пояс. Но все же я нашла нужный мне дом. Конечно, все мне были рады. Рыбы я наелась вдоволь – северный палтус, вкус не передать. Природой налюбовалась – особенная она там. Красота – вокруг мохнатые развесистые ели да валуны самых разных размеров, залив, где на льду можно увидеть развалившихся ленивых тюленей. В один из дней поехали в Кандалакшу, там в фотоателье я и сфотографировалась на память с маленькой племянницей. Именно этот снимок, хранившийся у меня в альбоме, теперь, спустя полвека, и напомнил мне о той единственной поездке на Север.

М.Н. Никитенко с маленькой племянницей
М.Н. Никитенко с маленькой племянницей

Обратный путь домой прошел практически без приключений, если не считать того, что на местный автобус я опоздала, и пришлось при свете луны добираться пешком до хутора Откормочного, это 4-я ферма совхоза «Профинтерн», где мы тогда жили. Это где-то 10-15 километров от Кашар. Но по тем меркам – путь не очень далекий. Правда, ручка на чемодане оторвалась. Я связала его веревками, кинула на снег, да и к 12 ночи дотолкала до дома. Зато подарки, в основном рыба с Севера, всем понравились.

В доме отдыха

Когда мне было 29 лет, в конце семидесятых годов прошлого века, я трудилась на свиноферме на 4-й ферме совхоза «Профинтерн». Работы было невпроворот – на трех свинарок и одного механизатора приходилось по 1200 свиней. Но не жаловались, справлялись со всем. И вот за хорошую работу начальство выдает мне путевку в Дом отдыха, расположенный на станции Морской близ Таганрога.

Конечно, упустить такую возможность я не могла. Оставив детей у мамы, поехала, как говорится, мир посмотреть. Мои приключения начались уже в Ростове-на-Дону, в котором я оказалась впервые. Началось с того, что, попав в такой крупный мегаполис, где несколько вокзалов, просто заблудилась. Объехала весь город, вновь возвращаясь на главный автовокзал, пока в конце концов не встретила попутчицу, которая и подсказала, что мне надо на пригородный, а потом уже на Таганрог. Вместе и добрались.

Двухнедельный отдых выдался на славу. Запомнился на всю жизнь. Было очень весело – каждый день игры, танцы. Обязательно посещение моря, где мы купались, катались на катере. Я даже находила время сходить на рыбалку, взяв напрокат удочку, и даже что-то поймала.

Запомнилась и поездка в Волгоград. Нас из Дома отдыха возили туда на экскурсию. Посетили Мамаев Курган, были у Дома Павлова, прогулялись по набережной. Больше в городе на Волге мне побывать и не довелось.

Две недели пролетели незаметно. Пришла пора возвращаться. Путь домой для меня оказался опять же не из легких. Дело в том, что из Ростова до Миллерово я рискнула лететь на самолете, ведь не летала никогда, а хотелось испытать это ощущение, и на мир посмотреть с высоты птичьего полета. Да, в то время это было возможно. Однако, не рассчитала свои силы, и как только самолет взлетел, меня стало сильно укачивать. Стало до того плохо, что просто хотелось прыгнуть вниз, в речку. Я глаза закрыла, облокотилась о стену, да так и просидела, еле дождавшись приземления. В Миллерово уже ни о каком продолжении пути и речи быть не могло – требовался отдых, чтобы прийти в себя. Пришлось переночевать на вокзале, и только утром на автобусе я отправилась домой. На этом мое путешествие на море и закончилось. Однако фотографии, сделанные там, до сих пор напоминают мне обо всем.

М.Н. Никитенко, член Клуба друзей «Слава труду», сл. Кашары

__________________________________

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Ожившая память»: и все же они мечтали вернуться

Поделиться с друзьями
Слава Труду
Добавить комментарий

Каждый комментарий проходит проверку, после успешной модерации он появится на странице публикации.