В самом сердце Ростова-на-Дону на Театральной площади возвышается Монумент Славы в честь ратных подвигов советских воинов.
Комплекс открыт 8 мая 1983 года к 40-летию освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Авторы монумента — скульпторы Ю.М. Рукавишников, А.Н. Филиппова и архитектор Н.Н. Миловидов.
На 72-х метровую высоту взметнулась спаренная стела, увенчанная 100-тонным навершием в виде носа корабля. Со стороны Дона стелу украшает скульптура крылатой богини Ники, со стороны Театральной площади — макет ордена Отечественной войны I-ой степени. Объемно-планировочная композиция мемориального комплекса решена по принципу амфитеатра со ступенчатыми трибунами в форме террас и лестницами, ведущими вниз к бассейну. Чаша «вечного огня» расположена в бассейне, который в праздничные и памятные дни наполняется водой, а основание железобетонного столба обрамляет рельеф из туфа, на котором высечены темы: «Фронт», «Тыл», «Мир». Рельеф, в свою очередь, образует контур, внутри которого подвешена звонница из двенадцати колоколов. По замыслу архитектора таким образом в мемориале сочетаются высота, вода, огонь, свет и звук. На боковых пилонах, фланкирующих парадный вход со стороны Театральной площади, начертаны наименования частей и воинских соединений, участвовавших в защите и освобождении города.
Решение построить монумент памяти было принято сразу после освобождения Ростова. На многолюдном митинге на Театральной площади был установлен камень, а точнее могильная плита с кладбища. На камне было написано, что здесь будет памятник воинам-освободителям Ростова.
Правда, воплощение планов изрядно затянулось. Первый раз об обещании вспомнили к 10-летию освобождения города и объявили конкурс на лучший проект. Победили ростовчане — Соколов и Шекер, предлагавшие стелу со звездой наверху. Однако возникли проблемы с финансированием, и проект отложили. Не нашлось денег на памятник и в 1959 году. В начале 80-х ростовский горком решил взять дело в свои руки, хотелось иметь нечто монументальное, типа Родины-матери. К тому же в те годы в республиках появилось много масштабных памятников. И тогда руководство города обратилось к москвичам — архитекторам Иулиану Рукавишникову, Ангелине Филипповой и архитектору Николаю Миловидову. Те предложили, по сути, комплекс для проведения торжественных мероприятий, а не просто памятник. В прежних проектах не хватало помпезности, а здесь подкупили масштабы. Планировалось, например, что в 21 час рядом со стелой будет раздаваться голос, сообщающий, что Ростов освобожден. Должна была играть специально написанная музыка.
Родину-мать и орден изготавливали ростовские художественные мастерские, саму стелу — на Красносулинском заводе металлоконструкций. Пришлось решать проблемы с дефицитным сусальным золотом для Ники. Все вопросы были решены титаническими усилиями разработчиков и некоторыми родственными связями в правительстве. По мнению многих экспертов в Ростове никогда прежде не возводились памятники такого масштаба.