В воспоминаниях о войне всегда много боли. Не каждый ее услышит. Не каждый поймет. Вот и в словах моих собеседниц Аллы Ивановны и Елены Ивановны она есть…

Герои среди нас
Память о войне не подвластна времени. Великая Отечественная война навечно вошла в сознание наших людей. 1418 дней и ночей. Как много они значат для нас, потомков. Сегодня вспоминаем наших ветеранов. И мысленно благодарим их за мирное небо. Мы вспоминаем героев. У каждого в семье он свой.
Герой рассказа – Барилов Иван Пимонович. Его уже давно нет в живых, но жива память. И почему-то пришли в голову слова из любимой песни ветерана «Журавли»:
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле…
А здесь остались дети, внуки, многочисленные родственники и друзья. И сегодня каждый вспомнит Ивана Пимоновича. А дочь Елена Ивановна, проживающая во Втором Киевском Кашарского района, достанет отцовский пиджак с наградами, зажжет свечу и смахнет с глаз накатившуюся слезу…
На пиджаке два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу», юбилейные медали – вот перечень наград нашего земляка…
Воспоминания о боях
Командир пулеметной роты Барилов И.П. служил в 210-м полку 3-й гвардейской мотострелковой дивизии. Битва за Москву переписала биографию тогда еще рядового Ивана Барилова, который служил в Монголии, выполняя свой гражданский долг.
Оборонительные бои за столицу – это первое крупное сражение, закончившееся победой нашей армии.
В далеком 1965 году Иван Пимонович рассказывал корреспонденту «Слава труду» свое первое боевое крещение. А дело было так. Недалеко от Москвы, на подступах к Дорохово, рота получила приказ выбить немцев из станции. Четыре раза атаковали неприятеля, нанося ему серьезный урон. Пулеметчику Барилову пришлось несладко. Прикрывая огнем правый фланг, он помог роте успешно атаковать гитлеровцев и овладеть станцией. Противник отступил.
На всю жизнь запомнились страшные сцены боевых сражений. Когда за танками пехотинцам приходилось идти следом и очищать населенные пункты от фашистов, которые попрятались в деревнях и городах Подмосковья. Обжигали сердце воспоминания и о том, как приходилось сидеть в сырых окопах, а на глазах вражеские танки втирали в землю русских бойцов. Это страшно. Это незабываемо. Эта боль навсегда.
Наши войска отстояли столицу, затем освобождали Можайск, Вязьму, Дорохово. Пришлось сражаться Барилову и на Бородинском поле, где русские солдаты воевали с французами. А спустя 130 лет одержали победу над немцами. Тогда в боях под Бородино были уничтожены сотни гитлеровских солдат и офицеров.
В ходе войны за четкое выполнение приказов, мужество и отвагу рядовому Барилову присвоили офицерское звание – младший лейтенант. А когда в одном из боев был убит командир роты, он героически принял на себя командование.
Однажды Иван Пимонович Барилов со старшиной Константином Пешковым находился с двумя пулеметами рядом. Впереди залегла группа бойцов с противотанковыми ружьями. Но прорвавшийся отряд фашистов угрожал командному пункту. Гитлеровцы уничтожили отделение бойцов с противотанковыми ружьями, вывели из боя расчет первого пулемета. К нему пополз старшина Пешков. Послав несколько очередей в сторону наседавших немцев, он был также сражен. Перед ними уже не было препятствий. Оценив обстановку, Иван Пимонович вызвал огонь на себя. Противник был сметен с лица земли артиллерийским огнем. Чудом уцелел лейтенант Барилов. За этот подвиг он был награжден орденом Красной Звезды.
А еще у него был именной пистолет, которым его наградили во время службы. Вообще, интересна его история с награждением. Как-то в газете «Молот» была опубликована статья про награды. Иван Пимонович уже плохо себя чувствовал, и дочь Елена очень часто читала ему газеты.
— Где-то и мой орден бродит, — перебив её чтение, сказал он и поведал историю о том, как после очередного сражения его представили к награде. Однажды в их часть приехал человек из наградного отдела и говорит: «Звезда героя будет у тебя или орден Ленина, обязательно будет, я документы готовлю». Уехал и пропал. Что случилось с этим военным, куда делись наградные документы, никто на эти вопросы не даст ответа. Он может быть только один: «Война!» В этом коротком слове уместились и боль, и потери, и надежды миллионов наших соотечественников.
— А что Ваш папа рассказывал о войне? – спрашиваю я у Елены Ивановны.
— Как прискорбно осознавать, что я мало знаю о войне из его рассказов. Тогда как-то не принято было об этом говорить всенародно, как это стало позже. А жаль! Папа не любил об этом говорить, а я, его родная дочь, знаю только обрывки. Помню, как задала ему вопрос: «Пап, а на войне было страшно?» Он ответил одним словом: «Страшно!» Я сколько раз размышляла, ведь совсем молоденький парень был брошен в горнило войны. Битва за Москву – это его боевой путь, — голос моей собеседницы дрогнул, а у меня мурашки по коже, страшно подумать, что пришлось пережить в те годы.
Последствия войны
Минута молчания и Елена Ивановна поведала о том, что боевые товарищи-земляки её отца после войны часто встречались, ездили друг к другу в гости.
– Я совсем маленькой была, но помню эти поездки к Николаю Федоровичу Чеботареву в Краснояровку и Александру Михайловичу Руденко в Кашары. Знаете, после того, как папы не стало, а прошло более 30 лет, Александр Михайлович мне стал родным человеком, он уже тоже ушел из жизни. Очень часто с ним говорили по душам. В его лице я видела отца.
В боях под Москвой пехотинец Иван Барилов был тяжело ранен, 9 месяцев он лечился в томском госпитале.
За окном был 1944 год. Его командировали в Краснодон, где ему пришлось готовить на фронт солдат-новобранцев. До 1947 года служил он в армии. После этого Иван Пимонович вернулся в родные края. Родился и вырос наш ветеран в Черниговке Кашарского района, но свою трудовую деятельность связал с колхозом «Заря», когда с семьей переехал в село Киевское.






Память о герое
Алла Ивановна, племянница ветерана, теплыми словами вспоминает дядю. Уж очень он добрым был человеком, а каким мастеровитым, при всем том, что у него было всего четыре класса образования.
Его практическим знаниям и изобретательной смекалке мог позавидовать любой инженер. По его идее в нашем районе был сделан первый автоклав для приготовления мясной тушенки, а в колхозе появились коптильный цех и соковыжималка для отжима яблок прямо в саду. Возглавлял он и Киевский сельский совет, и электриком трудился, и радистом сельхозартели «Заря», много сил вложил в восстановление разрушенного войной Донского края.