Своими впечатлениями об удивительном уголке Донского края поделился с нашими читателями Сергей Иванович Доронин, житель сл. Кашары.
В сентябре прошлого года возвращались домой из Усть-Донецка после завершения семинара-совещания по благоустройству территорий, который ежегодно проводится в том или ином районе нашей области под председательством губернатора. Обсуждали с сотрудницами увиденное и услышанное, делились впечатлениями. Вдруг с правой стороны мелькнул указатель «Старозолотовский». Название показалось мне знакомым, и, поднапрягшись, я вспомнил, что в этот хутор была перевезена часть декораций после съемок «Тихого Дона» Сергея Урсуляка. Тут же включили свои мобильники и, покопавшись в интернете, убедились, что это именно тот хутор, поэтому пожалели, что не свернули и не доехали до него. В итоге решили, что в следующий раз, если случится оказия, обязательно это сделаем.
По возвращении домой пересмотрели все видеоролики, связанные с названием хутора, и приняли решение: не откладывая в долгий ящик, совершить паломничество в одну из красивейших деревень мира, ведь это действительно так. В 2017 году Старозолотовский был принят в ассоциацию «Сто красивейших городов и деревень мира», а в 2022 году получил вторую звезду указанной ассоциации, таким образом подтвердив свой статус. Для примера, две звезды в России имеет Ростов Великий, три — только Суздаль, древнейшие города нашей страны. Проект в Старозолотовском очень молодой, ему около шести лет, и о нем далеко не все знают даже в самой Ростовской области.
Откуда и как пришла мировая слава и известность к этому небольшому хутору в Константиновском районе, расположенному на крутом правом берегу нашего тихого Дона?
А началось всё с того, что дачу в Старозолотовском купила чета Узденовых. Али Узденов родом из Карачаево-Черкессии, руководил на Дону одной из сети АЗС и газовой службой. В своё время у нас, в Кашарах, существовала его автозаправочная станция, а также при непосредственном участии Али Мусаевича газифицировался наш район.
Также Узденов выступил сопродюсером новой, четвёртой, экранизации романа Шолохова «Тихий Дон», которую режиссёр Сергей Урсуляк выпустил на экраны в 2015 году. Фильм снимали недалеко от Вешенской в станице Еланской, где был воссоздан казачий хутор Татарский, описанный лауреатом Нобелевской премии Михаилом Шолоховым в своем романе-эпопее. Были построены подворья Мелеховых, Астаховых, Коршуновых с расположенными на них куренями в натуральную величину. После окончания съемок встал вопрос: что делать с реквизитом фильма? И тогда Али Узденов предложил перевезти декорации в Старозолотовский, что и было вскоре сделано. Так и появился музей под открытым небом «Тихий Дон», а Старозолотовский получил статус этно-хутора.
В один из выходных июльских дней ранним утром мы собрались в центре Кашар, у ДЮСШ, сели в автобус и отправились осуществлять свою мечту — посетить знаменитый хутор. После продолжительной жары ночью прошел небольшой дождь, температура воздуха резко упала, поднялся довольно сильный ветер, но погодные условия не смогли нас остановить. Группа из семи человек плюс восьмой водитель нашего ПАЗика стартовала к месту назначения. Ехали с комфортом. Надо сказать, что автотрасса, проходящая через станицы Милютинскую, Скосырскую, Тацинскую оказалась абсолютно пустынной и практически в идеальном состоянии после проведенного ремонта: ни ям, ни ухабов, ни постов ДПС. Водителю можно было бы включить автопилот и любоваться природой вместе с нами, но, увы, автопилот отсутствовал.
Спустя примерно три часа (расстояние до Старозолотовского от Кашар приблизительно 245-250 километров) мы достигли окраины хутора. Информационная табличка на въезде в населенный пункт предупредила нас о том, что автотранспорт нужно оставить на стоянке и далее необходимо следовать пешком.
Стоянка, расположенная с правой стороны от дороги, продуваемая всеми ветрами, находится на самом высоком месте, откуда открывается панорама с видом Дона, расположенного за ним поросшего лесом задонья, слева в негустой дымке на горизонте просматриваются дома на окраине Константиновска, сам хутор со стоянки практически не виден.
Оставив нашего железного коня, мы двинулись пешком к хутору, снимая на ходу всё, что попадало под прицел камер наших мобильников. Дорога шла резко вниз, и через несколько минут мы увидели первые дома. Сразу поразило, как продуманно и гармонично всё выглядело: жилые и нежилые дома, другие постройки, дорожки, тропинки составляют единое целое с природой, не портят окружающий ландшафт. Много зеленой травы, различных декоративных кустов и деревьев, цветов, растущих практически на всех незанятых постройками и декоративными элементами кусочках свободной земли. О декоративных элементах, которые мы называем малыми архитектурными формами, нужно сказать отдельно: вот стоит деревянная телега с запряженным в неё коником. Коник сделан из деревянного каркаса, опутанного веревками, верх телеги и пространство под ней утопают в цветах. Плетни, веревочные ограждения, цветочные клумбы в виде деревянных кадок, декоративные стальные пушки, просто деревянные колеса от бричек, декоративные аисты в гнёздах, флюгеры, флажки и многое другое.
Было начало десятого утра, экскурсии начинались в десять, поэтому мы решили пройтись по хутору самостоятельно. Появился первый местный проводник: рыжий чистенький кот уверенно повел нас вниз к Дону. С достоинством задрав хвост трубой, он шёл чуть правее от нашей делегации, не выказывая испуга и не давая повода сблизиться и погладить его. Точно также он сопроводил нас в обратную сторону. Зашли в административное здание с небольшим кафетерием, выставкой картин и фарфоровой посуды, купили экскурсионный тур и поторопились непосредственно в музей «Тихого Дона». У плетня нас встретила дебелая казачка-экскурсовод в традиционном казачьем наряде и повела в мир романа Шолохова «Тихий Дон». Первым мы увидели курень Никифоровых. Это типичный курень нижнедонских казаков.
Они не являются персонажами и героями романа. Курень подлинный, купленный и восстановленный специально для музея, чтобы почувствовать контраст между жизнью и бытом казаков с нижнего и верхнего Дона.
Далее мы последовательно посетили курень Мелеховых, курень Астаховых, Коршуновых — главных героев «Тихого Дона». Подлинные интерьеры, обстановка, предметы быта, одежда, посуда, мебель, иконостасы с лампадками, холодное и огнестрельное оружие, подлинная казачья форма, русские печи, которые можно протопить хоть сейчас — всё это не укладывалось в голове и будоражило воображение. Всё можно посмотреть, потрогать руками, а, присев за круглый стол на стул, лавку или сундук, почувствовать себя героями съёмок.
В курене Мелеховых установлена на штативе кинокамера, которой снимался фильм — подарок режиссёра Сергея Урсуляка, посетившего музей в 2022 году. Гармонично смотрятся на стенах куреней чёрно-белые фотографии, стилизованные под старину, на которых представлены казачьи семьи с участием загримированных актеров фильма: Евгения Ткачука, Полины Чернышовой, Людмилы Зайцевой и особенно поражает Сергей Маковецкий, фантастически сыгравший Пантелея Прокофьевича и затмивший всех остальных актеров, героев фильма. Даже на фото он выглядит настоящим казаком из тех далеких лет.
До Старозолотовского я бывал во многих казачьих музеях: в Ростове-на-Дону, Вёшенской, Старочеркасской, но этот объем информации, который выдает экскурсовод в течение всего лишь часа, просто поражает. К примеру, мы узнали, откуда пошло выражение «попасть впросак», мы видели этот «просак» и трогали его руками. Узнали, что такое «мордоглядка», почему казаки зачесывали чуб только на левую сторону и старались носить его как можно длиннее, почему казачки надевали на себя одну на другую несколько юбок и многое, многое другое. Желающие могли попробовать давить виноград старыми ручными прессами, или же смолоть зерно ручной мельницей и получить цельнозерновую муку.
В одном из куреней стоит старинный ткацкий станок в рабочем состоянии. Отдельной экскурсией можно соткать на нём полотно. А ещё удалой казак-кузнец в папахе предлагает всем выковать в его кузнице счастливые пятачки на память, что все мы непременно и сделали, показав своё умение владеть кувалдой. В отличие от других музеев, где экспонаты нельзя трогать, в этот раз мы стали и героями фильма, и пожили в течение часа жизнью казаков прошлой, давно ушедшей эпохи.
К сожалению, сказка рано или поздно, но всё же заканчивается. По окончании экскурсии наша делегация разделилась: женская половина пошла выпить кофе и перекусить в «ресторацию», так на казачий манер называется местное кафе-ресторан, а мужская половина отправилась посмотреть вторую, немузейную часть хутора, в которой проживают обычные граждане. Здесь мы обнаружили музей сказочно-мультяшных персонажей, в экспозиции которого на территории парка были представлены герои практически всех русских сказок и мультфильмов, начиная с Иванушки на печи и заканчивая героями мультфильма «Ну, погоди!», «Маугли», про кота Леопольда и т.д.
Ниже расположилась спортивная площадка с резиновым покрытием для мини-футбола, волейбола и баскетбола, за ней, ещё ниже, расположен местный православный храм, недалеко от храма есть часовня с пятью куполами, более напоминающая небольшую церквушку. Всё гармонично вписывается в существующий рельеф крутого берега Дона, практически все жилые дома стилизованы под старинные казачьи курени.
Посетили мы, конечно, и местный пляж с причалами и пирсами для катеров и моторных лодок.
Встретившись на стоянке, перекусили припасенными из дома тормозками под одним из навесов с камышовой крышей и плетнём-оградой с деревянным столом и такими же лавками.
После трапезы решили съездить в Константиновск. Я собирался проведать друга-однокурсника, а заодно посмотреть городской пляж и по возможности искупаться в Дону. Распогодилось, выглянуло солнце, и мы двинулись в путь.
Однокурсник должен был встречать нас на въезде в город, но каким-то чудесным образом мы разминулись. Немного поплутав по городу, мы самостоятельно добрались до пляжа. Я сразу же разделся и пошел купаться. Поразил песок, крупный и чистый, размером со спичечную головку, а также чистый, практически прозрачный Дон. Со стороны Усть-Донецка дул сильный ветер, так называемая низовка. Я плыл против ветра, волной немного сбивало дыхание, поразившись своей скорости и друзьям, стоявшим на берегу, которые вскорости скрылись за горизонтом. Давно закончился пляж с буйками и боковыми ограждениями, а я всё плыл в сторону Старозолотовского. Наконец решил возвращаться обратно, благо мне теперь уже в спину дул попутный ветер. Но не тут-то было, несмотря на все мои усилия, я практически стоял на месте. И тут я понял, чем большая река отличается от малой и от моря. В этой части Дона очень сильное течение. Осознав это, я стал выгребать к берегу, получилось не сразу, течение всё равно немного сносило меня вниз.
Наконец я вылез из воды и пошел пешком к своим товарищам. Оказалось, отнесло меня вниз метров на 800.
Володя, так зовут моего однокурсника, уже познакомился с нашей командой, мы дружески обнялись и пошли к нашему автобусу. Начался пир горой: мой товарищ привез собственное домашнее вино, вяленого леща, приготовленного также собственноручно, и лукошко крупной ежевики, размером больше голубиного яйца. Обстановка напоминала отдых на море, которому Константиновский пляж практически ни в чем не уступает. Мы по-хорошему позавидовали нашему товарищу и всем константиновцам. Их пляж в прошлом году был благоустроен в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Появились современные раздевалки, душевые, теневые навесы, детские игровые площадки, площадки для спортивных тренажёров, футбольное поле с идеальным зелёным травяным газоном буквально в 50 метрах от уреза воды, а еще молодой парк, биотуалеты, кафешки.
Вспомнили наш парк и стадион в Кашарах, и стало немного обидно. Володя также рассказал нам, что в следующем году будет благоустроена вторая очередь их пляжа — набережная, а еще пригласил нас приехать отдохнуть в Константиновск семьями, в городе, недалеко от набережной, имеются недорогие гостиницы.
Город Константиновск потихонечку становится одним из центров притяжения туристов в нашу область. Рядом в 8 километрах расположен хутор Старозолотовский, а ещё есть хутор Пухляковский — родина писателя Анатолия Калинина, написавшего «Цыгана», в хуторе также проходили съёмки одноименного фильма. Есть ещё хутор Ведерников с его знаменитыми на весь мир виноградниками и фестивалем донских вин.
Отдельно хочу сказать о нашем батюшке Доне, такой чистой воды я не видел нигде: ни в Вешенской, ни в Ростове, ни в Азове, ни в Старочеркасской.
Все мы летом во время отпусков стараемся попасть на море с его не очень чистой водой и природными катаклизмами. Думаю, Константиновск сможет со временем составить конкуренцию черноморскому побережью, и ехать недалёко — 250 километров, и дорога хорошая, и без каких-либо пробок.
Накупавшись вволю в Дону, в начале седьмого вечера выехали в Кашары. По дороге заехали в станицу Тацинскую, специально сделав небольшой крюк, чтобы посмотреть местный мемориал, посвященный героям-танкистам. В декабре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, войска 24-го танкового корпуса под командованием генерал-майора Василия Боданова прорвали немецкую оборону и вышли к немецкому тыловому аэродрому в Тацинской, который использовался для обеспечения снабжения окруженной советскими войсками армии Паулюса. Буквально смяв и расстреляв на стоянках немецкие самолеты, герои-танкисты приблизили нашу победу в Сталинградском сражении. В память о тех, кто приближал нашу Великую Победу, стоит на постаменте танк Т-34, установлены бюсты 15 героям Советского Союза, принимавшим участие в Тацинской операции. На мраморных плитах высечены имена нескольких сотен бойцов и командиров, сложивших свои головы при освобождении станицы. Мемориал танкистам «Прорыв» также установлен на волгоградской федеральной трассе.
Вечерело, солнце близилось к закату, мы возвращались домой в Кашары. В начале десятого вечера прибыли на стоянку спортивной школы. В течение следующей рабочей недели еще долго обсуждали увиденное и услышанное.
В конце повествования хочется поблагодарить директора кашарского «Энергосервиса» Анохина Николая Анатольевича и предпринимателей Дегтярёва Николая Сергеевича и Лозового Евгения Анатольевича за помощь в организации поездки.
__________________________________
Читайте также: Сергей Доронин: «Памяти Евдокии Антоновны Янчур»